Показать сообщение отдельно
Старый 18.09.2010, 23:09   #2
Галина
Старожил
О пользователе
По умолчанию Статья-интервью, март, 2004 г.

Переменчивое настроение «Методология меня угнетает»


«Порой я чувствую себя слабым, порой злюсь на себя, но бросить курить не могу. Саморазрушитель во мне так и тянется к легкой раковой палочке», - говорит Иррфан в свою защиту, когда мы спорим по поводу его поведения.

Этот актер, прошедший Национальную школу драмы, родом из Джайпура, он уже прорубил себе нишу, выдав сногсшибательную игру в голливудском фильме «Воин» (который принес ему награду BAFTA), Haasil и совсем недавно в Maqbool. Получив признание критиков всей страны, этот необычный Кхан очень рано решил, что он будет актером. «Когда я учился в десятом классе (до того нам не позволяли смотреть фильмы), я увидел игру Дилпа Кумара в Naya Daur. Реализм его поведения тут же привлек мое внимание. Я тут же понял, что хочу быть частью этой очаровательной профессии», - заявляет он.

Его заметил режиссер Говинд Нихалани, который по телевизору смотрел спектакль с этим актером. В Дели Иррфан работал в театре, но перебрался в Мумбаи, где начал сниматься в телесериалах режиссера. Прожив в метрополисе вот уже почти десяток лет, Иррфан видел огни рампы разных проектов: телевизионных и кинематографических. «Да, я признаю, что поначалу мне не предлагали ту работу, на которую я нацелился, но, благодарение Богу, мне никогда не приходилось идти на компромисс с искусством, чтобы прокормить семью. Я человек сдержанный и стеснительный, не умеющий себя продавать, и каждый раз, когда я делал сознательную попытку подойти к кому-то, мне это не помогало», - признает интровертированный артист.

Помимо собственных границ, Иррфану пришлось столкнуться и с комплексами других артистов. Было время, когда актеры, исполняющие главные роли, боялись, что его великолепные драматические способности могут затмить их игру. «Я не из тех, кто станет настаивать на большой роли, просто чтобы быть замеченным. Важность роли, ее сценарная значимость – вот что для меня важнее всего. Но (без имен) я признаю, что в прошлом бывало такое, что мне предлагали одну роль, а на деле получалась совсем другая. Это сделало меня осторожным. Сегодня я либо работаю с теми, кого знаю лично, либо настаиваю на том, чтобы сперва мне показали сценарий целиком», - заявляет Ирфан.

А как же случаи, когда его роль просто вырезали, любопытствую я. «Гораздо больше того, что мою роль укоротили, меня беспокоило, что мне давали слабые и непонятые диалоги, чтобы на моем фоне главные герои смотрелись лучше. Не будь Амитабх Баччан в Deewar так унижен, его роль не была бы такой сильной. Но большинство ведущих актеров, судя по всему, не понимали эту философию. Их оскорбляло, если им предлагали произносить как бы слабые слова. Они не понимают, что это для их же пользы и для пользы сценария. Это не просто нервирует – это еще и омерзительно», - живо отвечает Иррфан.

Но когда ты работаешь в профессии, где главенствуют главные герои и где продюсеры и режиссеры – игрушки в руках ведущих актеров, это, конечно же, ограничение, утверждаю я. «Точно, Поскольку актеры не знают ничего другого, продюсеры и режиссеры подливают масла в огонь. К сожалению, у нас вся система такая, так что у них нет причин жаловаться на ее функционирование», - поддерживает он мое мнение.

Кстати о схлестывании амбиций. Сам актер – сгусток скандалов. Кинопроизводитель Шакил Нурани возбудил против Кхана дело в AMPTPP (Всеиндийская ассоциация кино- и телепроектов), требуя возвращения гонорара за Tezaab : The Acid of Love / Жгучая страсть, режиссером и продюсером которого он является, плюс 2 миллиона за моральный ущерб. Продюсер заявляет, что он так и не знает, почему Иррфан ушел из проекта. «Я совершенно не желаю комментировать историю с Нурани. Весь этот эпизод меня очень задел. Сперва я почувствовал себя беспомощным, потому что по отношению ко мне это было несправедливо, но теперь не чувствую», - сухо и коротко парирует он.

Обида в его голосе очень заметна, и я переключаюсь на более легкие темы. Надо думать, после его потрясающей игры в фильме Вишала Бхарадваджа Maqbool все стало намного проще. «Да, после Maqbool реакция и взгляды зрителей на меня определенно изменились. После Haasil на меня наклеили ярлычок нового злодея. Теперь видят не только это, - сообщает польщенный актер и продолжает беседу. – Мне предложили сорок фильмов, в которых я должен был сыграть злодея в духе Haasil. Я отказался от всех. Хотя несколько раз я сомневался, должен ли отказываться от таких жирных кусков, но их было немного и они уже в прошлом», - признается он.

В конце концов, каждый актер – всего лишь товар, и продюсер хочет продать свой проект, нажившись на его или ее уникальности. Поскольку актер лучше всего смотрится в ролях мыслящих и напряженных, каждому больше всего хочется использовать именно эту его грань. «Я хорошо это знаю, - свидетельствует актер и продолжает. – Но с моей стороны было бы неумно выбирать все время одинаковые роли, потому что я начну повторяться, и скоро мне укажут на дверь. Мою работу хвалят, потому что я сознательно выбираю разные роли.

Первоначально Ишан Триведи – он был старше меня в NSD – предложил мне темную и напряженную роль, - продолжает он, - но я предпочел Sapna Hai с Джухи Чавла, потому что от таких фильмов на душе становится светлей. За темный фильм мне предлагали куда более высокий гонорар, но я предпочел этот фильм, потому что на длинной дистанции он лучше. Этот мой шаг изумил режиссера»!


Работая в проектах, которые увлекают его, дразнят творческие соки, заставляют задуматься… Иррфан больше всего любит говорить о своем Maqbool. «Моя мечта сыграть роль человека, безумно влюбленного в девушку, исполнилась с этим фильмом. Любовь, что мой герой испытывал по отношению к Нимми (Табу), и поступки, которые он совершал ради нее, ради любви, ради уз… Этот характер был мне совершенно близок и понятен», - исповедуется он.

Какие-то автобиографические моменты? – осторожно пробую я. «Ага, в каком-то смысле! В жизни я пару раз я был совершенно разбит из-за любви. И мне казалось, что я все потерял. Казалось, жизнь совершенно остановилась, и мне хотелось со всем этим покончить. Я чувствовал себя бесполезным, беспомощным, овощем… Хотя после этого травматичного опыта у меня совершенно изменилось понятие любви, идеалист во мне все еще жив. Я верю, что для каждого из нас создан кто-то, какой-то человек, но в жизни можно так и не встретить своего идеального партнера», - говорит превратившийся в реалиста идеалист.

Это наверняка эмоционально иссушает – жить в герое, который так близок сердцу… - громко гадаю я. «Несмотря на то, что в прошлом я прошел через эти чувства, из роли я чувствовал как мой герой, а не как если бы вновь пережил свое прошлое, но глицерин мне не понадобился даже в той сцене, где я совершенно разбит и рыдаю, как сумасшедший», - утверждает он.

Может, это честность помогает ему не затеряться даже среди таки столпов, как Панкадж Капур, Табу, Насируддин Шах и Ом Пури. «На самом деле, многое зависит от сценария и от настроя партнеров, - поправляет меня актер. – Съемки в Maqbool были для меня приятным опытом, потому что никто из моих партнеров не переживал из-за своего имиджа. Все больше поддерживали сам проект», - произносит он.

Его новые проекты: Dubai Returned Адитьи Бхаттачарья, Chehra Саурава Шуклы с Дино Мореа и Бипашей Басу, Charas Тигманшу Дхулиа с Джимми Шергиллом и Удаем Чопра и фильм под названием Killing of a Blue Filmmaker, о котором пока мало что известно – все предлагают ему разные роли и возможность полностью продемонстрировать талант. И все же глубоко в душе актер опасается исчезнуть. «Мой самый большой страх – что однажды я встану утром и пойму, что забыл искусство актерской игры», - спокойно говорит этот актер из НШД.

И эта неуверенность исходит от актера, которого журналисты окрестили «новым Насируддином Шахом»? – недоумеваю я. «Да! Если говорить о признании критиков, то, если честно, хоть я и знал, что хорошо сыграл в Haasil, но похвалы журналистов меня просто переполнили, - скромно говорит актер, а затем продолжает. – Я думал, фильм будет иметь куда больший успех. Но его плохо вывели на рынок, и он провалился. Самое смешное, хоть пресса и поддержала меня, но киноиндустрия не закидала меня предложениями о работе», - ворчит он.

Сорок ролей в духе Haasil – это не просто закидали, это… - я задумываюсь, подбирая слово, - огромное количество предложений для актера, который, если верить слухам, тут же поднял свою цену. «Я не дурак, я знаю себе цену. Я знаю, каких зрителей могу расшевелить, так почему бы мне требовать того, что, я знаю, мне не дадут? – отвечает он и продолжает. – В малобюджетных фильмах невозможно запрашивать большие гонорары, они все равно не заплатят, и я это знаю. Но в фильмах с большим бюджетом продюсеры платят звездам огромные суммы, а мы остаемся на бобах. Извините, я ни одному продюсеру не позволю обращаться со мной, как с каким-то нелепым юнцом только потому, что у него в фильме снимаются крутые звезды», - гордо заявляет он, стоя на страже своего самоуважения.

Вечный беглец, Иррфан повсюду чувствует себя не в своей тарелке, куда бы ни приехал. «Даже на моей родине, в Джайпуре», - сообщает он. К тому же, он не верит в институт брака и женился на своей давней подружке, с которой прожил шесть лет, по самым меркантильным причинам: «Пайковые карточки, паспорт, охрана детей….» Полностью сконцентрировавшись на карьере, сейчас Кхан меньше всего поддается давлению, которое возникло из-за аплодисментов журналистов. «Я не испытываю никакого давления, что вот теперь должен оправдывать чьи-то ожидания. У меня есть свои, вот их и оправдываю! Сейчас, когда я постепенно стал получать роли, которые меня увлекают, стало интересно и занимательно. Если бы я оставался в прежней рутине, сейчас бы уже был очень усталый, потому что методология меня угнетает», обозначает он конец разговора.

Haasil – Сила духа
Deewar – Стена
Maqbool - Макбул

Журнал "G", март 2004
по материалам www.jyoti.narod.ru
  Перейти в конец страницы Перейти в начало страницы Ответить с цитированием
5 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Показать/Скрыть список поблагодаривших