|
25.06.2010, 13:04
|
#1
|
Старожил
|
Девика Рани / Devika Rani
Девика Рани / Devika Rani
Карьера: актриса, режиссер, декоратор
Полное имя: Девика Лакшми Чаудхари. (Девика Рани - псевдоним. После замужества стала носить имя Девика Рани Чаудхари Рерих / Devika Rani Chaudhuri Roerich )
Прозвище (сцен. имя ): The Dragon Lady
Дата рождения: 30 марта 1908
Место рождения: Висакхапатнам , Британская Индия
Дата смерти: 8 марта 1994. Умерла в Бангалоре, штат Карнатака, Индия.
Первый супруг: режиссер Himansu Rai (умер в мае 1940 г)
Второй супруг: русский художник и общественный деятель Святослáв Николáевич Рéрих (23 октября 1904, Санкт-Петербург — 30 января 1993). Свадьба Девики Рани и Святослава Рериха состоялась 23 августа 1945 года.
Первый фильм: 1925
Последний фильм: 1943
Отец: полковник М.Н. Чаудхури был первым индийским начальником медицинского управления Мадраса.
Девика Рани была внучатой племянницей лауреата Нобелевской премии Рабиндраната Тагора, будучи правнучкой его сестры Сукумари Деви.
После 1945 г. несколько лет работала в Комитете цензуры. В 1955 г. организовала в Дели семинар по проблемам и путям развития индийского кино. 26января 1958 была награждена орденом "Падма Шри".
21 ноября 1970 первая получила высшую премию Индии за вклад в киноиндустрию, в 1981 г. - медаль за то же самое (это - не считая наград в бытность актрисой). Зарубежные награды - советская премия имени Дж. Неру (1989) и болгарская юбилейная медаль (1984). Была активным членом культурных (общественных и правительственных) организаций Sangeet Natak Academy, Lalit Kala Academy, National Academy of Dance, Drama, Music and Films, Central Government Audio Visual Education Board, Executive Board of the National Academy, Handicraft Board, Indian Council for Cultural Relations (с 1958 г. член президиума этого Совета). Помогала мужу в делах центра Chitrakala Parishad. Увлекалась хиромантией. Изучала национальные костюмы.
В 1944 году Святослав Рерих встретился с одной из самых почитаемых киноактрис 1930-х, начал 1940-х годов Девикой Рани, которой в работе над одним из фильмов понадобились новые декорации, за которыми она обратилась к художнику. В 1945 году Святослав Рерих и Девика Рани поженились в долине Кулу. Во время свадьбы все 365 расположенных в долине храмов прислали своих представителей встречать Девику. Девика Рани не только стала соратницей своего мужа в изучении индийской культуры и фольклора, она была его музой.
Николай Рерих (художник, отец Святослава Рериха) о Девике: "Она, несомненно, лучшая среди индусских артисток, самая любимая и глубоко почитаемая. Она прекрасный человек и европейского образования, кроме того, она внучатая племянница Тагора, и высокая врожденная культурность этой семьи ярко выражена во всей ее жизни. Мы очень полюбили ее, она с мужем проводила у нас лето и осень."
Николай Рерих очень ценил ее чуткость и удивительно ровный характер.
Елена Рерих, мать Святослава, писала о Девике Рани: "Она очень миловидна и вообще мила во всем. Детство и юность провела в Европе, и, конечно, это наложило известный отпечаток, индусские бытовые привычки или обычаи совершенно сгладились, и она близко подошла к нашему домашнему укладу. Уже почти два месяца как она с нами, и должна сказать, она никому не в тягость, наоборот, моя "молодежь" даже повеселела. Ее муж и она были первыми пионерами индусских фильмов. После его смерти она продолжала его дело и завоевала себе общее уважение. Она, несомненно, лучшая среди индусских артисток, самая любимая и глубоко почитаемая за прекрасное ведение дела. По настоянию Святослава, она вышла сейчас из дела и не будет больше выступать, может быть, это и лучше, она ушла на вершине славы и популярности."
Кстати: Шармила Тагор и Девика Рани по линни их прадеда Р. Тагора будут друг для друга (4-юродными) сестрами.. Соответственно Саиф Али Кхан и Соха Али Кхан - 4-юродными племянниками...Родственники, однако...
По материалам: http://www.centre.smr.ru
ФОТО
Темы о родственниках:
О ШАРМИЛЕ ТАГОР
О САИФЕ АЛИ КХАНЕ
О СОХЕ АЛИ КХАН
О НАФИСЕ ДЖОЗЕФ
Из биографии.
Неполная фильмография.
Портреты Девики Рани кисти Святослава Рериха.
Фото. Девика Рани и Святослав Рерих.
Письмо Девики Рани Борису Ельцину.
Последний раз редактировалось katya-alyona; 16.08.2013 в 20:07..
|
|
|
14 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
25.06.2010, 13:44
|
#2
|
Старожил
|
По поводу письма Девики Рани Борису Ельцину.
После смерти Святослава Рериха начались судебные тяжбы о наследстве семьи Рерихов, которые продолжаются до сих пор. В этой истории было несколько судебных решений, даже уголовных дел (по поводу ограбления картин из дома Юрия Рериха), вмешивался даже Путин....но конца пока этой драме не видать...А пока суд да дело, наследие (картины, имущество Рерихов в Индии) просто потихоньку исчезают...В интернете очень много можно найти статей по этому вопросу, так что можете сами найти и прочитать...
PS: у меня возникли сомнения насчет фильмографии Девики Рани, может кто-то найдет более подробную, дайте мне знать...
Еще несколько фото Дивики Рани.
Небольшая справка:
РАБИНДРАНАТ ТАГОР (Тхакур, Робиндронатх) (1861-1941) — индийский писатель и общественный деятель, поэт, музыкант, художник. Лауреат Нобелевской премии 1913 по литературе. Писал на бенгальском языке. Шармила Тагор (мама Саифа Али Кхана) является его внучкой, а значит сам Саиф - внучатый племянник (?) Девики Рани.......а значит Саиф Али Кхан...."почти русский парень".... ...Может кто-то точнее объяснит родственные связи Девика Рани -Шармила Тагор - Саиф ?????.....В общем они все родственники...
Последний раз редактировалось Галина; 11.06.2013 в 09:53..
|
|
|
7 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
4 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
3 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
03.07.2012, 01:28
|
#5
|
Старожил
|
По матреилам википедии...
Святослáв Николáевич Рéрих
Святослáв Николáевич Рéрих (23 октября 1904, Санкт-Петербург — 30 января 1993, Бангалор) — русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства, почетный член Академии Художеств СССР (1978). Основные жанры картин — пейзажи, портреты, символические композиции. Сын Николая и Елены Рерих.
Индия. Девика Рани
Закончив учёбу, с 1931 года Святослав Николаевич постоянно проживает в Индии, переехав из США к своей семье. В Индии он принимает активное участие в её общественной и культурной жизни и всё больше времени отдает живописи. Он любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии Святослав Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах.
Наряду с пейзажами пишет много портретов. Является автором около 30 портретов своего отца. «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии», написанный в 1933 году, считается одной из самых ярких и значимых картин в творчестве художника. Огромные во весь рост портреты премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, написанные Святославом Рерихом, украшают две панели стен исторического Центрального зала парламента Индии в Нью-Дели.
В 1944 году Святослав Рерих встретился с одной из самых почитаемых киноактрис 1930-х, начала 1940-х годов Девикой Рани[6], когда в работе над одним из фильмов понадобились новые декорации, за которыми она обратилась к художнику. В 1945 году Святослав Рерих и Девика Рани поженились в долине Куллу. Во время свадьбы все 365 расположенных в долине храмов прислали своих представителей встречать Девику. Девика Рани не только стала соратницей своего мужа в изучении индийской культуры и фольклора, она была его музой.
Она, несомненно, лучшая среди индусских артисток, самая любимая и глубоко почитаемая.
Она прекрасный человек и европейского образования, кроме того, она внучатая племянница Тагора, и высокая врожденная культурность этой семьи ярко выражена во всей ее жизни. Мы очень полюбили ее, она с мужем проводила у нас лето и осень. Николай Рерих очень ценил ее чуткость и удивительно ровный характер...
В 1989 году Святослав Рерих последний раз посетил Москву с целью создания Советского Фонда Рерихов. Для этого он встретился с Михаилом и Раисой Горбачевыми в Кремле. 4 ноября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР № 950 были основаны Советский Фонд Рерихов (в качестве общественной организации) и Центр-Музей имени Н. К. Рериха как «основная база для развертывания его научной, просветительской и культурной деятельности». В созданный фонд Святослав Рерих передал часть наследия его семьи.
Святослав Рерих был захоронен в своей усадьбе «Татагуни» в Бангалоре, и впоследствии рядом с ним была похоронена его супруга Девика Рани Рерих....
Советский Фонд Рерихов просуществовал несколько лет, после чего в 1991 году часть его учредителей создала новую общественную организацию Международный центр Рерихов...
А после смерти Рериха и Девики, между Государственным музеем Востока и Международным центром Рерихов началась драка за наследство великого философа и художника...
Кроме того, Индия и Россия до сих пор спорят, кому должен принадлежать шикарный особняк и вся недвижимость "Татагуни" в Бангалоре...Правительство обеих стран, родственники и русские и индийские пока спорят, особняк разрушался, многие вещи из дома просто исчезли.......Местные жители сами взялись за восстановление достопримечательности их района...
Подробнее на википедии
Последний раз редактировалось Галина; 03.07.2012 в 01:52..
|
|
|
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
03.07.2012, 01:39
|
#6
|
Старожил
|
Из википедии
Девика Рани-Рерих
Девика Рани Чоудхури Рерих (англ. Devika Rani Choudhuri Roerich, бенг. দেবিকা রাণী, телугу దేవికా రాణి) (30 марта 1908, Вишакхапатнам – 9 марта 1994, Бангалор) — индийская актриса, «первая леди индийского экрана». Во втором браке (с 1945 по 1993) - жена Святослава Рериха.
Девика Чоудхури (Рани — артистический псевдоним[1]) была правнучкой родной сестры Рабиндраната Тагора. Её отец, полковник М.Н. Чоудхури, был первым индийским начальником медицинского управления Мадраса (с 1996 Ченнай).
Училась в частной лондонской школе и, одновременно, искусствам (музыка, театр, дизайн, архитектура). Уже в школе получила премию Королевской Академии драматического искусства. После окончания школы поступила по конкурсу на учёбу в Королевскую академию драматических искусств (RADA) и в Королевскую академию музыки . Окончила курсы прикладного искусства и устроилась в Лондоне расписывать ткани в художественной студии.
Принимала участие в первой широковещательной телепередаче Би-Би-Си, вела первые коротковолновые радиопередачи Би-Би-Си на Индию.
Первый муж (с 1929 по 1940), Химаншу Рай (1892—1940), один из пионеров индийского кино. По возвращении в Индию (тогда Британская Индия) супруги основали (1934) первую в Индии звуковую киностудию Бомбей Токис . Химаншу умер после нервного срыва в мае 1940 года. Как глава студии, Девика Рани в 1940—41 сняла несколько фильмов, из которых "Кисмет" (1941) пользовался большим успехом.
Националистический лидер и поэтесса Сароджини Найду назвала Девику «магическим цветком романтики».
Награды
В 1958 году президент Индии присвоил Девике Рани награду Падма Шри, четвёртую из высших государственных наград Индии. В 1970 году она первой была награждена премией имени основателя индийского кино Дадасахеба Фалке (высшая премия Индии за вклад в киноиндустрию).
Зарубежные награды - советская премия имени Дж. Неру (1989) и болгарская юбилейная медаль (1984).
Мемориал Рерихов
В 1993 году, после смерти Святослава Рериха и за год до своей смерти, для сохранения и развития духовного и материального наследия семьи Рерихов в Индии, Девика Рани Рерих основала Международный Мемориальный Трест Рерихов (ММТР). ММТР находится в селении Наггар в долине Кулу (штат Химачал Прадеш, округ Куллу).
На территории ММТР, неподалеку от места кремации Николая Рериха, находится место кремации Девики Рани Рерих. Именно здесь, под липами, привезенными из Европы и посаженными в своё время самими Рерихами, на маленькой скамеечке больше всего любила отдыхать Девика Рани, и сюда же она завещала захоронить часть своего праха. На месте захоронения установлена простая каменная плита со знаком «Ом» и её именем.
Фильмография
Декоратор
Свет Азии, режиссёр Химаншу Рай (англ.)русск.
Актриса
Карма, режиссёр J.L. Freer-Hunt (1933)
Jawani Ki Hawa, режиссёр Франц Остен (1935)
Miya Bibi, режиссёр Франц Остен (1936)
Mamta, режиссёр Франц Остен (1936)
Jeevan Naya, режиссёр Франц Остен (1936)
Janmabhoomi, режиссёр Франц Остен (1936)
Achhut Kanya (Неприкасаемая) , режиссёр Франц Остен (1936)
Savitri, режиссёр Франц Остен (1937)
Jeevan Prabhat, режиссёр Франц Остен (1937)
Izzat, режиссёр Франц Остен (1937)
Дурга, режиссёр Франц Остен (1939)
Anjaan, режиссёр Amiya Chakrabarty (1941)
Hamari Baat, режиссёр M.I. Dharamsey (1943)
Продюсер
Пунар Милан (1940)
Джхула (1941)
Ная Сансар (1941)
Кисмет (1941)
Басант (1942)
По материалам российской википедии
Последний раз редактировалось Галина; 11.06.2013 в 09:52..
|
|
|
3 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
03.02.2013, 12:51
|
#7
|
Старожил
|
Сентябрь, 2001 г.
Девика Рани: Первая леди индийского экрана.
Названная критиками "первой леди индийского экрана", Девика Рани, звезда ранних фильмов на языке хинди, отличалась от своих современниц-актрис своей грациозностью, нежным голосом, утонченностью и благородством происхождения. Она была праплемянницей лауреата Нобелевской премии Рабиндраната Тагора будучи правнучкой его сестры Сукумари Деви. Её отец полковник М.Н. Чаудхури был первым идийским начальником медицинского управления Мадраса.
Девика родилась 30 марта 1908 года в Мадрасе. В начале 20-х годов она завершила свое школьное образование. Её родители отправили её в Англию на учебу в Королевской академии драматических искусств и в Королевской академии музыки в Лондоне, поскольку она проявила большую склонность к искусству. В оба эти учебные заведения она прошла по конкурсу. Девика также прошла курс архитектуры, получив ученую степень, училась у Элизабет Арден искусству грима и работала дизайнером текстиля в хорошо известной артистической студии.
В Лондоне она познакомилась с Химаншу Раем, который приехал сюда, чтобы поступить в адвокатуру. Он однако увлекся киноискусством и стал кинорежиссером. Девика согласилась стать декоратором в его ленте-дебюте "Свет Азии" (1926), которую он снял в сотрудничестве с компанией "Эмелка Филм" из Мюнхена. Этот фильм был снят в основном в Индии, однако послесъемочные работы были завершены в Германии, где эта компания предоставила финансы, оборудование и технический персонал, включая и услуги режиссера Франца Остена, который позднее присоединился к Раю, когда тот основал в Бомбее в 1934 году фирму "Бомбей Токис".
Затем Рай снял ленту "Шираз" для знаменитой немецкой компании UFA ("Юниверсал Филмз А.Г.") и английской компании "Бритиш Инститьюшенал Филмз". За ней последовал фильм "Игра в кости" (1929) в сотрудничестве с той же немецкой компанией и Брюсом Вульфом из Англии. Девика работала художественным режиссером и костюмером на съемках этой ленты. Она изучала искусство кинопостановки в Германии и помогала гримироваться Марлен Дитрих.
Работая вместе, увлеченные одним делом - искусством кино, - особенно во время съемок ленты "Игра в кости" в Индии, Химаншу Рай и Девика Рани, две родственные души, влюбились друг в друга и поженились. В то время как их увлечение началось в Раджастхане, свадьбу играли в Южной Индии. После этого Девика отправилась вместе с лентой в Европу и участвовала в пантомиме, поставленной перед премьерой фильма.
Во всех этих трех немых фильмах, сопродюсером которых был Рай, он также и играл в паре с Ситой Деви, англоиндианкой, чье настоящее имя было Ренни Смит. Эти фильмы были хорошо приняты зрителями в Европе, хотя индийская аудитория сочла их более иностранными, чем отечественными.
Химаншу Рай стал также сопродюсером ленты "Карма" (Судьба) на английском языке и хинди, основанной на рассказе Девана Шарара. Режиссером фильма был Дж. Л. Фрир Хант. Здесь Рай вновь играл роль главного героя, а Девика дебютировала в роли героини. Это появление на экране было для Рая последним. Девика и Химаншу играли роли королевских наследников, желавших модернизировать свои королевства. Английская версия этого фильма, в котором в одной из главных ролей играла принцесса Бурдвана Судха Рани и в который были включены сцены с махараджами, слонами, тиграми и т.д., имела огромный успех в Лондоне и других европейских городах. Версия его на хинди тоже была хорошо встречена в Индии. Британская пресса особенно хвалила игру Девики, её деликатную красоту, голос и дикцию. Фильм не сходил с экранов кинотеатров Лондона в течение 8 месяцев и получил премию газеты "Дэйли Мэйл". Его успех принес огромную международную славу Девике, и когда через год Рай основал студию "Бомбей Токис", то Девика стала его самой предпочитаемой актрисой. Студия же, имевшая новейшее оборудование и иностранный технический персонал, по праву заняла первое место среди всех киностудий Индии.
Девику Рани лучше всего помнят за её роль в ставшем классическим фильме киностудии "Бомбей Токис" "Ачхут Канья "(1936), основанном на рассказе Ниранджана Пала "Переезд". Режиссером ленты был Франц Остен, а музыку к ней написала Сарасвати Деви. Девика в ней исполнила роль неприкасаемой девушки низкой касты, влюбленной в парня, принадлежавшего к высокой касте (эту роль сыграл Ашок Кумар).
Сама эта тема ленты, делавшей попытку перекинуть мост через пропасть, разделявшую касты, была довольно смелой для того времени, и Девика и Ашок Кумар превосходно сыграли свои роли. Особенно выделялась Девика е её внешностью и очарованием голоса и речи. Девика также исполнила несколько песен в этом фильме, куда вошел и памятный дует с Ашоком Кумаром - "Me бан ки чирия банке бан бан долу ре" (я свободная птица и летаю, где хочу). Фильм этот получил огромный успех, и Девика была принята зрителями как красивая талантливая ведущая актриса. Девика и Ашок Кумар стали самой популярной романтической парой экрана в первом десятилетии производства звуковых фильмов на языке хинди.
Ранее они играли вместе в ленте "Дживан Найя" (1936), в которой Ашок Кумар дебютировал. После этого фильма Девика и Ашок Кумар играли ведущие роли в следующих четырех лентах этой компании, которые освещали некоторые современные социальные вопросы. В "Джанам Бхуми" (1936) рассказывается о судьбе городского врача, переехавшего на село, чтобы лечить сельскую бедноту. Лента "Иззат" (1937) посвящена вопросу сохранения идентитета и традиций аборигенов, а в "Прем Кахани " (1937) опять же затрагивается тема кастовых предрассудков. "Савитри" (1937) был лишь одним единственным мифологическим фильмом, снятым на этой студии, однако подход к этой теме в нем был отличным, современным. Девика также играла с Ашоком Кумаром в лентах "Мамта" (1936), "Нирмала" (1938), "Дурга" (1939) и "Анджан" (1941). Другими её фильмами являются "Дживан Прабхат" (1937), "Вачан" (1938) и "Хамари Бат" (1943).
Химаншу Рай, возглавлявший студию "Бомбей Токис", был полностью вовлечен в процесс кинопостановки - с самого начала зарождения идеи фильма и до его окончательной редактуры. Он умело совмещал артистические порывы с коммерческими соображениями. Его сильная и непрерывная занятость этим делом, тяжелый труд привели к нервному срыву, после чего он умер в мае 1940 года. С его кончиной бразды правления компанией перешли в руки Девики, которая проявила редкое понимание этого сложного бизнеса. Под её руководством на киностудии были поставлены такие успешные фильмы, как "Пунар Милан" (1940), "Джхула" (1941), "Ная Сансар" (1941), "Басант" (1942) и "Кисмет" (1941). Колоссальный успех ленты "Кисмет", которая не сходила с экранов кинотеатров в течение рекордного периода времени, как ни парадоксально, привел к расколу в "Бомбей Токис". Один из старших партнеров С. Мукхерджи образовал новую компанию под названием "Фильмистан". После этого контроль над "Бомбей Токис" переходил из рук в руки, пока она не закрылась в 1954 году, когда её купил один бизнесмен, чтобы превратить её в промышленный комплекс. Девика Рани после продажи своей доли ушла из кино и в 1945 году вышла замуж за знаменитого художника русского происхождения Святослава Рериха. Вначале они поселились в уединенном поместье в долине Куллу, а позднее переехали в свою усадьбу возле Бангалора.
Святослав продолжал вдохновенно писать картины, создав несколько исключительных по своей красоте портретов и пейзажей. На выставке его полотен в Нью-Дели в 1960 году, инаугурированной тогдашним премьер-министром Джавахарлалом Неру, его портрет Девики Рани выделялся из всех работ как плод труда, порожденного любовью. Огромные во весь рост портреты Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, написанные Святославом Рерихом, украшают две панели стен исторического Центрального зала парламента Индии в Нью-Дели.
Отец Святослава Николай был тоже великим художником. После смерти он оставил целый ряд замечательных полотен и других предметов искусства, имевших огромную ценность. Все это и другие драгоценные реликвии семьи, редкие ювелирные украшения, колоссальное недвижимое имущество представляют собой огромнейшее богатство, что привело к очень неприятным диспутам после смерти супружеской пары, не оставившей детей. Святослав скончался 9 января 1993 года, а Девика 9 марта 1994 года. Девике были устроены похороны со всеми государственными почестями.
Ранее в 1958 году президент Индии присвоил Девике Рани награду Падма Шри. В 1970 году она стала первой реципиенткой престижной премии имени Дадасахеба Фалке. Националистический лидер и поэтесса Сароджини Найду назвала Девику "магическим цветком романтики". Этот магический цветок, околдовывавший поколения поклонников Девики, будет продолжать завораживать и вдохновлять людей на долгие времена.
Б.М. МАЛХОТРА, известный писатель на темы кино.
"Индия Перспективы", сентябрь 2001
Последний раз редактировалось Галина; 11.06.2013 в 09:52..
|
|
|
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
11.06.2013, 09:50
|
#8
|
Старожил
|
Статья за 2008 г.
ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕВИКЕ РАНИ РЕРИХ
Это была очень красивая небольшого роста, с большими тёмными внимательными глазами, удивительно яркая женщина. Поведение её и поступки тоже всегда были красивыми и благородными. Ничего театрального или искусственного, никогда никакой суеты.
Вдумчиво деловая и одновременно очень женственная, она обладала медленной спокойной походкой, была доброжелательна и приветлива со всеми и умела красиво шутить. Благодаря этому в её присутствии всегда создавалась весёлая непринуждённая атмосфера.
Так было и в тот вечер в мае 1960 года в гостях у Юрия Николаевича Рериха, когда Девика Рани вместе с мужем Святославом Николаевичем Рерихом вошла в комнату и, увидев меня смущающуюся, села рядом, стала расспрашивать, откуда я, что и как, а потом подозвала Святослава Николаевича и предложила ему вместе взглянуть на мою ладонь. Она уговаривала меня не смущаться и чувствовать себя как дома, среди своих.
Так, с первого же мгновения нашего знакомства, Девика Рани стала моим другом. Она приняла искреннее участие во мне и быстро разобралась в моём душевном состоянии.
Перед расставанием в июле 1960 г. я попросила Девику Рани записать для меня те мысли любящего друга, которые могли бы помочь мне в жизни тогда и в будущем. Вот некоторые из них:
«Перед восходом всегда темно, но восход всегда настаёт».
«Равновесие – это напряжение, и сила, и внутренний покой».
«Мои глаза – глаза Бога. Я вижу глазами духа. Я вижу ясный путь. На моём пути нет никаких преград. Я вижу лучший и счастливый план для меня в настоящем и навсегда».
«То, что по воле Бога не принадлежит мне, я не хочу для себя. Что моё, будет дано мне единственно правильным, только моим путём блага. То, что принадлежит мне, всегда придёт ко мне безупречным путем с благословением Господним».
«Я шлю свои мысли о любви и гармонии каждому через своё сердце».
«Я никого и ничего не боюсь, потому что нахожусь под благословением Господним, а не под людским законом. Я в единстве с Богом».
«Я всегда должна подходить с верой к тому, что может вызвать во мне страх. Потому что в действительности я бесстрашна».
Наша сердечная дружба длилась почти до самого конца жизни Девики Рани. Мы встречались в Москве и Ленинграде во время каждого пребывания С.Н.Рериха и Девики Рани в Советском Союзе, а в остальное время переписывались. Девика Рани писала мне всегда матерински тёплые письма. Их у меня три папки. Её душевные наставления помогали и до сих пор помогают мне достойно идти по жизни.
Девика Рани обожала своего мужа С.Н.Рериха и считала своей миссией помогать ему во всём, что ей по силам, и не только в малых, бытовых делах. Приехав в Москву впервые после детства, С.Н.Рерих очутился в совершенно ином для него мире. Особенно это сказалось после смерти брата Ю.Н.Рериха 21 мая 1960 г. С.Н.Рерих и Девика Рани оказались в одиночестве перед неведомым им миром советской действительности.
Девика Рани удивлялась и сетовала на то, что организаторы выставки и искусствоведы на родине её великого мужа были не в состоянии оценить всё величие его духа и мастерство великого художника.
Узнав, что я могу стенографировать, она попросила меня непременно записывать для истории всё, что говорит С.Н.Рерих. Поэтому она стала брать меня с собой повсюду, где выступал С.Н.Рерих. Так благодаря Девике Рани появились на свет мои записи бесед и выступлений Святослава Николаевича Рериха. Ведь тогда в России не было ещё диктофонов. И эти записи действительно стали историческим документом.
Позднее, видя моё непреходящее желание не только общаться, но и составить летопись жизни С.Н.Рериха, Девика Рани настояла на том, чтобы он уделил мне хотя бы немного внимания, проверил и уточнил даты и факты его жизни и творчества. Она чувствовала, что сам он никогда ничего о себе не напишет и никому не поручит.
Девика Рани человек необычный. Это великая дочь Индии. В её душе и глазах отражалась вся глубина вековых накоплений духовной культуры этой древней страны. Девика Рани происходила из высшей, браминской касты, но в ней не было кастовых предрассудков, ни малейшего высокомерия по отношению к кому бы то ни было. Однажды она рассказала мне, как во время киносъёмок дважды покушались на её жизнь.
Первый случай. Она медленно ехала в открытой карете сквозь толпу. Подскочил мужчина и хотел плеснуть ей в лицо соляной кислотой, но споткнулся, склянка выпала из рук и его задержали.
Другой случай. Когда на съёмке артист по сценарию должен броситься с какой-то высоты, внизу его ловят в натянутую сеть. Девика Рани бросилась со скалы, а рабочих внизу не оказалось. Она разбилась, но выжила.
Оказывается, став в молодости артисткой, Девика Рани сознательно бросила вызов своему сословию. Это был её гражданский акт во имя эмансипации индийской женщины.
В январе 1975 года в Ленинграде на завершающем этапе подготовки выставки С.Н.Рериха в Эрмитаже появились уборщицы и мы услышали грубые окрики администратора. Девика Рани подошла к уборщицам, встала между ними, а меня попросила сфотографировать. Так она cвоим примером дала другим понятие о необходимости уважать человека, независимо от его общественного положения.
Простая, ласковая и доброжелательная ко всем, она умела незаметно, без всякого нажима защитить не только других, но и С.Н.Рериха. Ещё в 1960 году в Москве по возвращении из Ленинграда в гостиницу «Украина» оказалось, что их номер заселён, а вещи выставлены. Нетребовательный Святослав Николаевич, правительственный гость, соглашался на любой номер. Тогда Девика Рани взяла инициативу в свои руки и настояла на том, чтобы им был предоставлен тот самый люкс или равноценный номер. Она всего лишь села около администратора и всем своим необычным восточным видом напомнила о своём иностранном подданстве и человеческом достоинстве.
Девика Рани неизменно сопровождала своего мужа С.Н.Рериха в его поездках в Россию, и они всюду бывали вместе. Во время выступления С.Н.Рериха в Географическом обществе в Ленинграде 21 января 1975 г. его попросили хотя бы кратко рассказать и о своей супруге. Это было в присутствии самой Девики Рани. Он ответил:
«Вот вы видите перед собой живой кусочек Индии, который я смог вам привезти. Она родом из Восточной Бенгалии и семьи Тагоров. Так что у неё богатая культурная основа. Она была сама знаменитой киноактрисой в Индии и многие годы возглавляла первую студию Индии, так называемую «Бомби Токиз», которая была, может быть, самой лучшей. Некоторые из её фильмов стали классикой. И когда я недавно увидел один из этих фильмов, то удивился, как высоко они стояли технически.
Родители считали, что в Англии она получит лучшее образование. Интересно, что, когда в Англии мы бывали у Тагора, с ней там не встретились, и повстречались значительно позже.
Она очень обогатила мою жизнь и обогащает. Она – тот ближайший контакт, который я имею с Индией, и, может быть, одна из главных причин, почему я так люблю Индию».
Девика Рани была выдающимся деятелем культуры Индии и всеобщей любимицей зрителей. Поэтому мне очень хотелось что-то написать, рассказать о ней в печати. Девика Рани однако запретила это сделать. Вот её довод: «Мне не годится давать повод писать о себе. Всякая гласность может быть связана только с личностью Святослава Николаевича».
Девика Рани была беззаветно преданной женой и другом Святослава Николаевича и однажды написала так: «У меня только одно желание, дорогой мой друг. Когда я выполню свою задачу помогать ему в меру своих слабых сил, чтобы Бог взял меня немного раньше, чтобы я не оказалась одна без Святослава. Такая мысль, возможно, эгоистична, потому что он в жизни без меня очень теряется, конечно, не в больших делах, но в малых, бытовых».
Однако мы знаем, как закончилась её жизнь всё-таки без Святослава Николаевича, как она была трагично беспомощна в своей глубокой старости и оказалась жертвой в руках непорядочного человека, секретаря, предавшей этих великих людей в своих корыстных целях.
Девика Рани считала, что для укрепления мира на Земле исключительно важным звеном должна быть дружба между народами Индии и России. Союз Девики Рани и Святослава Рериха является для нас ярким символом такой дружбы.
Кира Молчанова, Эстонская Республика, г.Таллинн, 27.02.2008, www.agni-finland.com/
|
|
|
3 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Текущее время: 22:34. Часовой пояс GMT +3.
|