10.09.2013, 08:28
|
#1
|
Старожил
|
Сатьяджит Рей / Satyajit Ray
Сатьяджит Рей / Satyajit Ray
Имя: Сатьяджит Рей / Satyajit Ray
Имя также пишут: Сатьяджит Рай
Дата рождения: 2 мая, 1921 • телец
Место рождения: Калькутта, Британская Индия (Западная Бенгалия, Индия)
Дата смерти: 23 апреля, 1992 ( 70 лет)
Место смерти: Калькутта, Западная Бенгалия, Индия
Рост: 196 см
Супруга: Биджоя Дас / Bijoya Das
Дети: сын Сандип Рей / Sandip Ray ( бенгальский кинорежиссер)
Карьера: бенгальский сценарист, режиссер, композитор, продюсер, художник, актер, монтажер, писатель, кинокритик
Кинопоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/126162/
Википедия(рус.): http://ru.wikipedia.org/wiki/Рай,_Сатьяджит
Википедия (англ.): http://en.wikipedia.org/wiki/Satyajit_Ray
Сайт: http://www.satyajitray.org/
Сатьяджит Рей - крупнейший индийский кинорежиссёр, сценарист, детский писатель, композитор, продюсер, издатель, кинокритик, иллюстратор. Первый индийский лауреат премии «Оскар». Автор музыки ко многим своим фильмам.
По собственному признанию, он был очарован кино будучи студентом колледжа, а большую часть его таланта составляет результат неоднократных просмотров фильмов известных классических режиссёров — Джона Форда, Феллини, Витторио Де Сика, Орсона Уэлсса.
После выхода на экран фильма «Песнь дороги» (1955) провозглашён создателем неореалистичного направления в индийском кино. Именно с этого фильма началась одна из самых блестящих режиссерских карьер не просто в Индии, но и во всем мире.
По признанию Британского киноинститута Рай является одним из трех самых великих режиссеров мира.
Интересные факты- Во время создания фильма «Песнь дороги» Рай пережил финансовый крах. Он был вынужден заложить фамильные драгоценности жены, чтобы профинансировать съемки.
- Считал своим наставником великого философа и гуманиста Рабиндраната Тагора, который был другом его дедушки.
- Однажды известный продюсер Дэвид Селзник приглашал его в Голливуд, чтобы обговорить с ним возможность создания индийского варианта «Анны Карениной». Селзник видел Рея не только как режиссера фильма, но и как исполнителя роли Вронского. Сатьяджит ответил отказом.
Биография.
Предки Сатьяджита Рая прослеживаются по меньшей мере на десять поколений.
Сатьяджит Рай родился 2 мая 1921 года в Калькутте в известной семье. Он был единственным сыном Сукумара Рая и внуком видного мыслителя из движения Брахмо Самадж. Когда ему исполнилось 2 года умирает его отец и Рай с матерью переезжает жить к родственникам. В детстве он растёт замкнутым и молчаливым ребёнком.
Семья Рая была бедной, поэтому его мать вынуждена была искать деньги, чтобы послать Сатьяджита учиться в Президентский колледже Калькуттского университета, в котором учился и его отец Сукумар. В колледже Рай изучает экономику, физику и другие науки. Там он всерьёз начинает увлекаться западной классической музыкой и кино. Рай не только просматривает фильмы, но и читает специальную литературу посвящённую кинематографу. В 1940 году Сатьяджит с отличием заканчивает колледж и поступает в Университете Висва-Бхарата, основанном Рабиндранатом Тагором в городе Шантиникетан. Там он почти два года изучает графику. Среди его учителей был известный художник Нондолал Бошу.
В 1942 году Рай, обеспокоенный приближением Второй мировой войны, бросает учёбу и возвращается домой. Он устраивается работать в рекламное агентство. Так начинается трудовая деятельность Рая[4]. На протяжении десяти лет он работает в рекламном агентстве, пройдя путь от простого графика до художественного руководителя.
В 1947 году совместно с Чидананда Гуптой создаёт первый в стране киноклуб, который впоследствии посещают многие известные люди. Одним из этих посетителей был известный французский режиссёр Ж. Ренуар, у которого Рай работал ассистентом на съёмках фильма «Река».
В 1948 году Рай женился на своей двоюродной сестре Биджойе.
Творчество
Начало карьеры. Трилогия об Апу
Находясь в командировке в Лондоне Рай смог посмотреть огромное количество фильмов. Самое большое впечатление на него оказали работы режиссёров итальянского неореализма. Тогда он решает экранизировать роман бенгальского классика Б. Бандьопадхяя «Песня дороги», который рассказывает о жизни обычной деревенской семьи.
Вернувшись домой, Сатьяджит делится своим планами с Ренуаром. Он получает поддержку и одобрение известного режиссёра. В 1952 году Рай приступает к съёмкам фильма, которой принесёт известность и славу не только Раю, но и его стране. Съёмки сопровождались финансовыми трудностями, но при поддержке правительства Западной Бенгалии Раю удалось закончить дебютный фильм.
«Песнь дороги» («Патер Панчали») вышел на экраны в 1955 году. В течение восьми недель фильм собирает аншлаги в кинотеатрах. Вот как критики писали о молодом режиссёре, который стал лицом индийского кинематографа:
"Его бесхитростный глаз видит жизнь и людей. Композиция его кадров столь виртуозна, что её можно сравнить с манерой немногих выдающихся режиссёров во всей истории мирового кино… Но не в ракурсах камеры и не в монтаже планов кроется главный секрет его успеха. Сила Рея — в той легкости, с которой он проникает в самое нутро своих героев и показывает, что происходит в их умах и сердцах".
При содействии Джавахарлала Неру фильм был показан на Каннском кинофестивале 1956 года, где его встретили овациями и удостоили приза «Лучший человеческий документ года». Так индийское кино стало известно во всём мире. «Песнь дороги» — первая часть трилогии об Апу, которая является одной из жемчужин мирового кино.
На фоне неожиданного успеха Рай снимает вторую часть трилогии, посвященной взрослению и вхождению в большой мир деревенского мальчика Апу. В 1956 году выходит фильм «Непокорённый». Картина отмечена многими престижными премиями — венецианским «Золотым львом», американским «Золотым лавром» и многими другими наградами.
Заключительная часть трилогии создана Реем в 1959 году. Она называется «Мир Апу». Фильм получил «Золотую медаль» президента Индии. Кроме того, «Мир Апу» был назван лучшим иностранным фильмом года в США и отмечен призом Эдинбургского кинофестиваля. Существует предположение, что в образе Апу Рай вывел молодого Р. Тагора. Он показал порывы и сомнения его души в процессе овладения творчеством. «Трилогия об Апу» — признанная классика авторского кинематографа.
60-е годы.
Большинство фильмов, снятых Реем на заре режиссёрской карьеры, посвящены сложным проблемам семейных отношений. Данная тема была продолжена бенгальцем в фильмах «Канченджанга» (1962), и в социальной мелодраме «Большой город» (1963).
В 1964 году, по повести Тагора «Разрушенное гнездо», Рай снимает фильм «Чарулота». По мнению критиков, «Чарулота» — самое совершенное творение режиссера. По признанию самого режиссёра это единственный исторический фильм, который ему удался.
За фильмы «Большой город» ( 1963) и «Чарулата» ( 1964) он получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале.
Известно, что Рай был ярым противником любого насилия. В 1966 году он призывал прекратить репрессии в отношении голодающих бенгальцев. Позже на центральной площади Калькутты Сатьяджит зачитал заявление деятелей индийской культуры, в котором осуждалась война во Вьетнаме.
Его творческая деятельность не ограничивалась одной лишь режиссурой. Рай писал сценарии и музыку к своим фильмам. Он автор многочисленных рассказов и романов на бенгальском языке. Сатьяджит создал героя по имени Продош Миттер (прозванный Пхелу), который стал любимцем бенгальцев. Огромный успех имели его песни, которые он сочинил для своей фольклорной дилогии «Гупи поет, Багха танцует» (1968) и «Королевство алмазов» (1969). Также Рай занимался книжным дизайном. Ему удалось создть шрифт, названный Ray Roman.
1970-е-90-е годы
В 1973 году Рай рай снимает фильм «Отдалённый гром». Этой картиной режиссёр завершает путешествие в мир людей, которое он проделал в своих предыдущих фильмах.
«Отдалённый гром» рассказывает о событиях 1942-1943 годов, когда в богатой и плодородной Бенгалии наступил ужасный голод. Яркие, сочные тона, красочный пейзаж, красивые женские лица и сари наполняют фильм картинами мирной жизни. По мере смены событий яркие тона исчезают с экрана и сменяются серыми. Также мрачной становиться природа. Финал выдержан в темных тонах. Фильм награждён «Золотым медведем» кинофестиваля в Берлине и «Золотым Хьюго» фестиваля в Чикаго.
В 1978 году Сатьяджит снимает фильм "Шахматисты". Это единственный фильм, который был снят им на языке урду и английском. Герои фильма настолько одержимы игрой в шахматы, что потеряли интерес ко всему происходящему вокруг. Фильм получил приз за лучшую режиссуру.
Потом Рай тяжело заболел и долгое время не снимал. В это время он редактирует и иллюстрирует детский журнал «Шондеш».
Последний фильм режиссера «Гость» (1992) был встречен с восхищением. Будучи тяжелобольным Рай был награждён премией «Оскар» за вклад в киноискусство.
Умер в 1992 году в Калькутте.
Особенности творчества
В фильмах Рая показаны самые различные проблемы жизни индийского народа. Например, крушение традиционных моральных ценностей, дискриминация женщины в семье и обществе, борьба за гражданские права.
Его фильмы можно охарактеризовать как малобюджетные, с натурными съемками, подлинными событиями, на которых обычно основан фильм, детализированное историческое исследование и превосходные команды "звезд", которые поднялись на самую вершину под умелым руководством Рая.
Семья.
Дед — Упендракишор Рай (Рай Чоудхури) — известный индийский издатель, музыкант, детский писатель.Был женат на Bidhumukhi. Их дети - Subinoy Ray и Sukumar Ray.
Отец — Сукумар Рай (1887-1923) — индийский писатель, классик литературы на языке бенгали, фотограф и мастер литографии. Автор юмористических и детские стихи, рассказов, пьес. был женат на Suprabha Ray.
Жена - Биджойя Рай.
Сын - Сандип Рей - кинорежиссер. Родился - 8 сентября 1954 года. Женат на Лалите Рей. Сын - Souradeep Ray.
Награды и номинации.
Рай — один из трёх режиссёров, сумевших получить «Серебряного медведя» за режиссуру более, чем один раз[9]. Он был вторым кинодеятелем после Чарли Чаплина, награждённого почётной докторской степенью в Оксфордском университете.
Неполный список его наград:- 1956 — приз «Лучший человеческий документ года» Каннского кинофестиваля (фильм «Песнь дороги»)
- 1956 — приз за лучший фильм и режиссуру кинофестиваля в Сан-Франциско (фильм «Песнь дороги»)
- 1957 — «Золотой лев» и приз ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля (фильм «Непокорённый»)
- 1958 — награждён призом кинофестиваля в Сан-Франциско за лучшую режиссуру (фильм «Непокорённый»)
- 1959 — премия Британского киноинститута (фильм «Мир Апу»)
- 1964 — «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (фильм «Непокорённый»)
- 1964 — приз ФИПРЕССИ (фильм «Непокорённый»)
- 1964 — «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру Берлинского кинофестиваля (фильм «Большой город»)
- 1965 — «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру Берлинского кинофестиваля (фильм «Чарулата»)
- 1966 — специальное упоминание на Берлинском кинофестивале (фильм «Герой»)
- 1967 — лучший неевропейский фильм Bodil Awards (фильм «Непокорённый»)
- 1967 — лучший иностранный фильм Kinema Junpo Awards) (фильм «Песнь дороги»)
- 1969 — лучший неевропейский фильм Bodil Awards (фильм «Песнь дороги»)
- 1973 — «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля (фильм «Отдалённый гром»)
- 1978 — приз кинокритиков Filmfare Awards (Фильм «Шахматисты»)
- 1978 — приз лучшему режиссёру Filmfare Awards (Фильм «Шахматисты»)
- 1979 — приз за вклад в киноискусство ММКФ
- 1982 — приз Венецианского кинофестиваля за карьерные достижения
- 1991 — приз за карьерные достижения кинофестиваля в Токио
- 1992 — Премия «Оскар» за вклад в киноискусство
- 1992 — Премия имени Акиры Куросавы кинофестиваля в Сан-Франциско
Кроме того, Рай был награждён несколькими государственными наградами, отмечен специальными призами различных киноорганизаций. Ему присвоены докторские степени в некоторых университетах Индии и мира.
В 1992 году голосование критиков Sight & Sound поместило Рая на 7 место в списке лучших 10 режиссёров всех времён, сделав его самым высоко оцененным азиатским кинодеятелем в списке. В 2002 году голосование критиков и режиссёров Sight & Sound поставило Рая на 22 место в списке величайших директоров всех времён, что делает его четвёртым среди азиатских режиссёров в списке. В 1996 году журнал Entertainment Weekly поставил Рая 25 номеров в своём списке пятидесяти величайших режиссёров. В 2007 году журнал Total Film включил Рая в свой список ста величайших кинорежиссёров во все времена.
Фильмография.
Подробнее фильмография есть на кинопоиске и википедии
Неполный список фильмов:
1955 Песнь дороги - режиссёр, сценарист
1956 Непокорённый - режиссёр, сценарист
1958 Философский камень - режиссёр
1958 Музыкальная комната - режиссёр
1959 Мир Апу - режиссёр, сценарист
1960 Богиня - режиссёр, сценарист
1961 Три дочери - режиссёр, сценарист
1962 Канченджанга - режиссёр, сценарист
1962 Поездка - режиссёр, сценарист
1963 Большой город - режиссёр, сценарист
1964 Чарулата - режиссёр, сценарист
1965 Трус - режиссёр, сценарист
1965 Святоша - режиссёр, сценарист
1966 Герой - режиссёр, сценарист
1967 Зверинец - режиссёр, сценарист
1969 Приключения Гупи и Багхи - режиссёр, сценарист
1970 Дни и ночи в лесу - режиссёр, сценарист
1971 Противник - режиссёр, сценарист
1971 Компания с ограниченной ответственностью - режиссёр, сценарист
1973 Отдалённый гром - режиссёр, сценарист
1974 Золотая крепость - режиссёр, сценарист
1976 Посредник - режиссёр, сценарист
1977 Шахматисты - режиссёр, сценарист
1979 Слава отцу Фелунатху - режиссёр, сценарист
1980 Королевство алмазов - режиссёр, сценарист
1981 Избавление - режиссёр, сценарист
1984 Дом и мир - режиссёр, сценарист
1990 Враг народа - режиссёр, сценарист
1990 Ветви одного дерева - режиссёр, сценарист
1991 Странник - режиссёр, сценарист
По материалам: http://ru.wikipedia.org, www.kinopoisk.ru, en.wikipedia.org
На трекере можно скачать:
Чарулата / Charulata / 1964 / DVDRip / Rus Sub
Шахматисты / Shatranj ke Khilari / 1977 / DVDRip / Rus Sub
Отдаленный гром / Ashani Sanket / 1973 / DVDRip / Rus Sub
Слава отцу Фелунату! / Joi Baba Felunath / 1978 / DVDRip / Rus Sub
Последний раз редактировалось Галина; 10.09.2013 в 21:47..
|
|
|
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
Опции темы |
|
Опции просмотра |
Древовидный вид
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Текущее время: 16:52. Часовой пояс GMT +3.
|