|
|
11.10.2011, 15:24
|
#1
|
Модератор
|
Радж Капур / Raj Kapoor
Радж Капур / Raj Kapoor
Имя : Ранбир Радж Капур
Дата рождения: 14 декабря 1924
Папа:Притхвирадж Капур
Мама:Рама Притхвирадж Капур (в девичестве Рамсарни Мехра)
Жена:Кришна Капур
Дети:Риту Нанда, Рандхир Капур,Рима Джайн, Раджив Капур, Риши Капур
Братья:Шаши Капур, Шамми Капур
Сестра:Урмила Сиал
Место рождения: Пешавар, Британская Индия (ныне Пакистан)
Дата смерти: 2 июня 1988 (63 года)
Место смерти: Нью-Дели, Индия
Профессия: актёр, режиссёр, сценарист, продюсер
Ранбир Радж Капур — режиссёр, сценарист, продюсер, актёр театра и кино. На родине Радж Капур собрал все существующие награды и регалии, продолжает получать их по сей день посмертно. Известен как «индийский Чарли Чаплин», «отец индийского кино» и знаменитый «голубоглазый король Востока». В России получил звание «товарищ Бродяга», а в Европе «индийский Пётр I». Радж Капур занимает лидирующую позицию самых популярных иностранных актёров в России, намного обойдя итальянского кумира Челентано и поп-короля Майкла Джексона.
ФОТОГРАФИИ
АНИМАШКИ
О ДИНАСТИИ КАПУРОВ
О БРАТЕ ШАШИ КАПУРЕ
О БРАТЕ ШАММИ КАПУРЕ
О СЫНЕ РИШИ КАПУРЕ
О СЫНЕ РАДЖИВЕ КАПУРЕ
О СЫНЕ РАНДХИРЕ КАПУРЕ
О ВНУЧКЕ КАРИШМЕ КАПУР
О ВНУЧКЕ КАРИНЕ КАПУР
О ВНУКЕ РАНБИРЕ КАПУРЕ
О ВНУКЕ АРМААНЕ ДЖЕЙНЕ
О ВНУКЕ АДАРЕ ДЖЕЙНЕ
О ШУРИНЕ ПРЕМЕ НАТХЕ
БИОГРАФИЯ
НАГРАДЫ
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Последний раз редактировалось Галина; 01.12.2016 в 20:08..
|
|
|
11 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
11.10.2011, 16:14
|
#2
|
Модератор
|
Радж Капур любил макароны по-флотски
В 1950-1960-е годы его популярность в СССР была невероятной. Впервые Капур посетил Советский Союз 55 лет назад - ради премьеры фильма "Бродяга". Обозреватель "Известий" Вита Рамм побеседовала с другом артиста, многолетним представителем "Совэкспортфильма" в Индии, а ныне генеральным директором этой организации Григорием Геворкяном.
известия: О любви наших зрителей к Раджу Капуру ходят легенды...
Григорий Геворкян: Был случай, когда зрители в середине 1950-х после специального показа "Бродяги" в кинотеатре "Ударник" несли на руках "ЗИС" с Капуром в гостиницу. Я подобное видел в Ташкенте во время Международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки уже в 1980-е. Водитель, помню, от неожиданности выпал из машины. Зрительская любовь к актеру считается загадкой, но в отношении Раджа Капура никаких тайн нет. Он играл не суперменов, а простых людей, которые преодолевали свои проблемы. Он учил зрителя не унывать.
и: За первый год проката "Бродягу" у нас посмотрели 64 миллиона зрителей. Вскоре в прокате появился "Господин 420". Песни из фильмов Капура транслировались по радио, продавались открытки с его изображениями. В нашей стране началась "капуро-мания"...
Геворкян: Радж Капур знал, сколько у него поклонников в Советском Союзе и с восторгом рассказывал об этом в Индии. В те времена советское кино активно присутствовало на индийском рынке. В крупных городах "Совэкспортфильм" даже брал в долгосрочную аренду кинотеатры. Капур неизменно присутствовал на всех наших мероприятиях. Для индийского зрителя это был знак - надо обязательно посмотреть кино, которое рекомендует сам Капур.
и: Он и в Советский Союз часто приезжал...
Геворкян: Радж Капур был гостем Московского и Ташкентского международных кинофестивалей, Дней индийской культуры, фестивалей национального кино. Он покорял своим обаянием, сердечностью и гостеприимностью: на каждом фестивале была традиция - особые приемы "от Капура". Сам он бережно хранил кинохронику своих посещений СССР. Во все свои поездки старался брать и своих сыновей - Рандхир, Риши и Раджив уже снимались в его фильмах, проходили школу продюсерства или режиссуры. И отец воспитал их в любви к нашей стране, к нашему зрителю. А в том, что у нас до сих пор не забыли их отца, Рандхир и Раджив убедились нынешней осенью, во время фестиваля индийского кино в Москве, Нижнем Новгороде и Челябинске. Они не могли сдержать слез, когда видели полные залы, в память о Радже Капуре приветствующие их стоя.
и: Видимо, наш зритель к зарубежным династиям относится добрее, чем к отечественным...
Геворкян: В Индии династия вызывает только уважение. Сам Радж Капур сыграл свою первую роль 11-летним мальчиком в фильме "Революция" - вместе со своим отцом, известным актером.
и: Чтобы замыкать на себе не только клан, но и руководить огромным бизнесом, надо иметь особый характер.
Геворкян: В наших беседах он вспоминал о том, как его студия стала ведущей в Болливуде. С первого дня в "Радж Капур филмз" хозяину пришлось заниматься всем - снимать кино, читать сценарии, самому играть. А еще на нем была обычная административная рутина - встречи с инвесторами, банкирами, порой и починка крыши. Он привык решать дела быстро, мало есть и рано вставать, а не спать порой приходилось по двое суток. Он был творцом, а не бизнесменом. Все, что зарабатывалось, вкладывалось в производство, тратилось на друзей. Кино - бизнес рисковый, потому Капур знал и тяжелые времена, когда приходилось, например, продавать имущество. Легче стало, когда подросли сыновья и взяли на себя часть дел. Но режим трудоголика отнял у него здоровье. Он ушел из жизни в 63 года - разве это возраст? Но даже в самые тяжелые минуты Капур оставался оптимистом. Я был у него в больнице за два дня до кончины - он пытался улыбаться - мол, ничего...
и: В мировом кино Раджа Капура часто называют индийским Чаплином...
Геворкян: Да. Однако Капур всегда подчеркивал, что если и есть между ним и Чарли Чаплином что-то общее, так это темперамент и сочувствие к маленькому человеку.
и: Где происходили ваши встречи с Раджем Капуром, ведь он жил в Бомбее?
Геворкян: Чаще всего, будучи по делам в Дели, он приезжал на чашку чая в "Совэкспортфильм". Всегда находились какие-то текущие дела. Но ему и просто нравилось в нашем офисе - отдохнуть от суеты. Кто сообщал делийцам, что здесь находится Радж Капур, я не мог выяснить. Но небольшая улица всегда так наполнялась народом, что ворота не открывались. Радж выходил, подписывал открытки, счастливчикам удавалось прикоснуться к его одеждам...
и: Чем угощали звездного гостя?
Геворкян: В их семье пьют виски, но Капур не отказывался и от водочки. А больше всего ему нравились наши макароны по-флотски. Правда, в первый раз он со слуха неправильно записал название, и даже советские гости никак не могли разобраться, что за блюдо - "macarony bovlatsky". Я тогда помог ему переделать табличку с названием. С тех пор на знаменитых студийных приемах на лужайке собственной студии Капур угощал гостей этим русским блюдом.
Газета "Известия" 15 декабря 2009 Прим: на фото Роман Кармен и Радж Капур на кинофестивале индийского кино в Москве 1957 год (фото: Сергей Смирнов/"Известия")
Последний раз редактировалось anushka; 11.10.2011 в 16:16..
|
|
|
10 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
13.10.2011, 22:14
|
#3
|
Модератор
|
Радж Капур, несомненно, был самым многогранным и сложным деятелем индийского кинематографа - мужчина, влюблявшийся в своих главных героинь, один из тех, кто не только вдохнул жизнь в свою киностудию, но и финансировал некоторые из своих ранних фильмов.
У Раджа, старшего сына Притхвираджа, были такие голубые глаза и белая кожа, что часто, когда он шел домой из школы, европейцы принимали его за белого мальчика, забирали с собой в рестораны и кормили, в то время как его брат Шамми, у которого была темная кожа, сидел снаружи ресторана и наблюдал за тем, как его старший брат поглощал еду. Очень рано в своей жизни он пережил трагедию, которая, возможно, оставила шрамы у него в душе. Раджу было около шести лет, когда его четырехлетний брат Бинди отравился крысиным ядом, а второй брат, Деви, также умер через две недели, вероятнее всего, от воспаления легких. Раджу пришлось бежать за своим отцом, когда умирал Бинди. Он никогда не переставал скорбить по своим братьям Это объясняет, почему в течение своего детства он страстно увлекался едой, и был поэтому довольно полным.
И роль комедийного актера он выбрал для того, чтобы защитить себя: «Я вскоре перенял самый естественный механизм защиты, используемый всеми великими клоунами мира. Я познал, что чем больше человек старается не быть мишенью других, тем больше он страдает».
Притхвирадж уже был великим актером индийской сцены и экрана к тому времени, как Радж вырос. Радж Капур избегал сцены, потому что он боялся, что его будут воспринимать всего лишь как сына его сгтца, в то время, как в кино, он мог быть сам себе хозяином.
Раджу было всего одиннадцать лет, когда он снялся в своем первом фильме, «Inquilab», главными звездами в котором были его отец и Дурга Кхоте. За этим фильмом последовала картина Дебаки Босе «After the Earthquake» («После землетрясения»), Притхвирадж был не очень доволен, когда Радж, не поступив в высшее учебное заведение и борясь с уроками латыни, заявил отцу, что он лучше будет учиться в «университете жизни», а значит, войдет в мир кинематографа, как продюсер, режиссер и актер
Радж получил свою первую возможность в кино благодаря Кидару Шарма в 1947 году. Это Притхвирадж убедил своего друга Кидара взять на работу его сына. Шарма снимал фильм «Vish Kanya». Но, как вспоминал Шарма, перед каждым кадром, Радж сначала всегда причесывался и позировал для фотографии, и только потом хлопал хлопушкой.
Однажды, Шарма хотел заснять кадры заходящего солнца, и сказал Раджу не причесываться, потому что, если они пропустят заход солнца, им придется возвращаться на следующий день на то же место за сорок-пятьдесят миль. Но Раджа это не остановило, и для полного счета, он еще прищемил и оторвал хлопушкой бороду героя. Шарма вышел из себя и дал Раджу Капуру пощечину на глазах у всей съемочной группы.В последствии, Шарма чувствовал себя ужасно по поводу своего срыва и не спал в волнении всю ночь. В конце концов, Радж был сыном его друга и работал бесплатно. На следующее утро Шарма позвал Раджа в свой офис. Говорят, что отпечаток от пощечины был до сих пор виден на коже Раджа, хотя, возможно, это и вымысел ретроспективного воображения. Но нельзя оспорить тот факт, что Шарма дал ему чек на 5000 рупий и подписал с ним контракт на съемки в своем следующем проекте «Neel Kamal», в котором также состоялся дебют Мадхубалы в мире индийского кинематографа.
Однажды, когда Радж Капур приехал навестить Наргис в ее квартире без предупреждения (он приехал встретиться с Джадданбаи), он вызвал презрительную реакцию с ее стороны. «Розовый голубоглазый толстяк приезжал навестить меня», - сказала она своей подруге Леттитии. Капур же, со своей стороны, проникся благоговением. Позже, он вспоминал: «Она жарила пакоры, когда я позвонил в дверь. И когда она открыла дверь, она нечаянно испачкала волосы, проведя по ним рукой, испачканной в желтой пасте из бесана (гороховой муки)». Радж Капур был настолько сражен, что поехал на студию и попросил, чтобы роль для Наргис тоже включили в сценарий. И он никогда не забыл эту сцену
Спустя более четверти века, в 1973 году, когда Наргис уже давно не было в жизни Раджа Капура, а новая сенсация Димпл Кападия была представлена в фильме о любви тинейджеров «Бобби», в нем была сцена, в которой Радж, в исполнении сына Раджа Капура, Риши Капура, приходит домой к Бобби, и она открывает дверь, небрежно одетая и с взъерошенными волосами.
Позже, Радж Капур говорил: «Наргис была моим вдохновением, моей энергией (meri sphoortti). Женщины всегда много значили в моей жизни, но Наргис значила больше, чем каждая из них. Я всегда говорил ей: Кришна - моя жена и мать моих детей; я хочу, чтобы ты была матерью моих фильмов».
Радж Капур восхищался многими режиссерами Голливуда. Но Чарли Чаплин возвышался для него над всеми и был его наставником в работе над фильмом «Бродяга» («Awara»), и всеми другими его фильмами.
Дев Ананд описал, как он и Радж Капур ездили на встречу с Чаплиным в Монтре. Пока Уна играла на пианино, они разговаривали на протяжении трех часов, и Радж сидеп на земле в заднем дворике Чаплина, буквально у него в ногах Они приехали на автобусе, и когда они сели в обратный автобус, как говорит Ананд: «Радж не переставал смотреть назад на удаляющуюся фигуру Чаплина, которая все уменьшалась вдали. Радж поднял руку и прокричал: «Прощайте, маленький друг! Мы Вас любим!»
Капур, который посмотрел все фильмы Чаплина, позже сказал: «В его работах меня вдохновлял его маленький человек; и когда я начал свою карьеру, я увидел этого маленького человека повсюду в нашей стране - угнетенного, забитого без вины человека. К фильмам Чаплина меня притягивал сам Чаплин; скиталец, бродяга, обычный человек. Меня не столько привлекал его имидж, сколько его простота - простота обычного человека с человеческими эмоциями. То, как он наслаждался жизнью, даже когда был бедным. В этом был и весь Чаплин, повлиявший на меня, и весь мыслительный процесс, стоящий за тем, во что он верил. Я считаю, что его бродяга был одним из величайших созданных когда-либо персонажей».
Само название «Бродяга» («Awara») было отголоском Чаплина, так же, как и герой Раджу, которого Капур играл в очень индийской версии, с закатанными штанами, в порванных ботинках и фетровой шляпе, которую он подкидывал в приветствии всех, кто проходил мимо. Радж открывал рот в такт песне Мукеша «Awara Hoon..», и вся нация пела вместе с ним.
Писатель-марксист Кхваджа Ахмад Аббас написал сценарий «Бродяги». Когда Аббас предложил эту идею Раджу Капуру, Голливуд был как раз в самом разгаре антикоммунистической «охоты на ведьм» Маккарти. «Бродяга» имел успех не только в Индии, но также обошел мир - Турцию, Иран, арабский мир, и Восточную Европу, - побивая все рекорды кассовых сборов. Миллионы людей во всем мире присоединились к индийцам и запели песню бродяги, исполненную Мукешем. Говорят, что в Советском Союзе «Бродяга» получил массовое распространение и был продублирован на несколько языков
Даже в книге Александра Солженицына «Раковый корпус» есть упоминание о фильме, которым была очарована главная героиня Зоя: «Все тело ее извивалось под призыв популярной песни из нового индийского фильма, когда она запела: «Бродяга я! Бродяга я!» Пока Раджа Капура чествовали в Москве, он уже готовился к съемкам фильма, который Сатьяджит Рей считал его лучшим фильмом: «Господин 420» («Shri 420»). Само название фильма было шуткой Раджа Капура. Этот фильм также демонстрировал патриотизм Раджа в таких песнях, как «Мега joota hai Japani».
Капур всегда привлекал к съемкам в своих фильмах свою семью. В «Бродяге», судью играл Притхвирадж, молодого Раджа - его брат Шаши, а маленький мальчик, показанный в кадрах прилива - Риши, его собственный сын. В «Господине 420» его дети играли еще более важную роль.
В то время как Радж Капур стал первой суперзвездой Болливуда и добился внимания миллионов людей во всем мире, существовал еще один индиец, который оказал еще более глубокое влияние на мир кино, то кино, которое все называли настоящим, в противопоставление мишуре Болливуда. Его звали Сатьяджит Рей, и эти два великих человека однажды крупно поссорились. Случилось так, что ссора произошла, когда оба получали почести за свои фильмы за пределами Индии.
Бенегап рассказывает эту историю: «Киноиндустрия Бомбея всегда считала, что Рей неправильно поступает по отношению к Индии. Однажды у Рея с Раджем Капуром произошла большая размолвка Фильм Раджа Капура «Jaagte Raho» был поставлен режиссером Шамбу Митра, известным бенгальским режиссером театра, статус которого был подобен статусу Рея в кинематографе. Шамбу сделал фильм, и он принес Раджу Капуру награду в 1964 году на фестивале в Карловых Варах, и в том же году фильм Рея «Aparajito» завоевал «Золотого льва» в Венеции.
Они встретились на каком-то собрании, где обоих поздравляли с достигнутым успехом. И Рей сказал, что это является большим признанием бенгальского кинематографа.
Радж Капур ответил: «Почему именно бенгальского, разве Вы не индиец? Почему Вы называете себя бенгальским кинематографистом?» Рей сказал: «Да, я - бенгальский кинематографист»
На что Радж Капур воскликнул: «Почему, ради всего святого, Вы не можете просто сказать, что Вы - кинематографист Индии!»
Автор перевода: Atma
Источник:Выдержки из книги Михира Босе «Болливуд: история», издание «Lotus Collection-Roli Books», Нью-Дели, 2006 г. ИНДИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ ЯНВАРЬ-МАРТ 2009 г.
Последний раз редактировалось anushka; 13.10.2011 в 22:20..
|
|
|
9 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
14.10.2011, 01:44
|
#4
|
Гуру
|
Бродяга, создавший империю
Жизнь Раджа Капура полна противоречий. Он был богачом, но всегда играл бедных и униженных. На экране он был счастлив в любви, а в жизни так и не смог ее отыскать. Его фильмы сейчас мало кто смотрит, однако именно он основал знаменитый Болливуд — империю индийского кино.
Открыть содержимое
Вадим Эрлихман
октябрь 2008 г.
источник - http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6792/
|
|
|
13 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
3 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
22.12.2012, 01:40
|
#7
|
Старожил
|
Высказывания Раджа Капура.
Из альбома "Радж Капур", изданный его дочерью. Очень много высказываний Раджа, которые можно было бы оформить в рамку и повесить на стене- столько в них жизненной мудрости...
Вот несколько высказываний о женщинах в жизни Р.Капура:
"Вы знаете,как Калидаса описывал идеальную жену? Она должна быть другом своему мужу, показывать ему дорогу, когда он в затруднении и нуждается в том, чтобы ему указывали правильное направление. Она должна уметь успокоить его, когда ему плохо,ухаживать за ним, когда он болен. Кришна дала мне все это" ( Кришна-жена Раджа Капура)
"Кришна- моя Shakti (сила), идеальная женщина, которая самоотверженно сыграла роль Аdhangini (другой половины). Она со мной и в горе и в радости. Она мой якорь. Не каждому повезло иметь такую жену, как Кришна. Но,с другой стороны, не у каждой женщины муж- Радж Капур!"
"Именно Кришна- создательница моего очага. Unhone mera ghar banaya, basaya, sajaya aur sanwara (она создала мой дом, населила его, украсила и хранит его.)
"Наргис была моим вдохновением- mera sphoorti. Да, именно так- моя жена была моей силой- shakti, а все мои героини были моими sphoorti. Жена не была моей актрисой, а мои актрисы не были моими женами."
"В моей жизни женщины всегда значили очень многое, но Наргис была для меня важнее, чем кто-либо. Я часто повторял ей: "Кришна-моя жена, мать моих детей. Я хочу, чтобы ты стала матерью моих фильмов. Так оно и было"
"Нас шокирует обнаженное тело. Мы должны, наконец, повзрослеть! В стране, где рождается 700 милионов детей, пугает даже вид обнаженных частей тела! Почему мы так лицемерны? Дети не растут на деревьях, их делают в постели. И что аморального в том, что вам показывают на экране красивую девушку? Привезите кино в дальние деревни, дайте людям развлечение. У них сейчас одно занятие: варить самогон, пить его и делать детей."
О фильмах. О жизни.
"Смех-лучшее лекарство.Смейся, и мир будет смеяться с тобой,но если заплачешь, будешь плакать в одиночестве!
"Философия индуизма очень точно определяет этапы жизни: детство, юность, создание семьи, отчуждение и,наконец, спасение. Я сейчас пребываю на этапе отчуждения и ничто меня не трогает. Я уже отстранился от мирской суеты."
"В мире нет ничего важнее любви. Чем больше любви ты отдаешь, тем больше ее становится. Чем больше любви ты получаешь, тем сильнее она становится. Чем чаще вы ее проявляете, тем лучше становитесь вы сами.У любви много проявлений.Если сузить ее, она становится эгоистичной. Эгоистичная любовь может быть полезной человеку, но при этом теряется смысл существования."
"Похоже, моя собственная тень наблюдает за мной со стороны, поскольку окружающее я вижу только как кадры с наплывами, крупными планами, деталями и монтажными стыками-все сливается в массу неснятых сценариев, вся жизнь состоит из моментов, пойманных немигающим глазом камеры в безжизненном свете дуговых ламп."
"Есть такая поговорка, что человек приходит в этот мир нагим и уходит нагим. Что касается меня, я прожил жизнь нагим. Мне нечего было прятать, все было на виду"
"Чего же в конце концов хочет человек? Деньги, положение в обществе,успех- все это вторично. Главное для человека- знать, что будет завтрашний день и что он обещает быть лучше, чем сегодня. Все остальное-неважно.
По материалам сайта: india4ever.0pk.ru
|
|
|
6 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
22.12.2012, 02:18
|
#8
|
Старожил
|
Из биографии Раджа Капура
Радж Капур занимает особое место и в индийском кино, и в нашем отношении к этому ярко национальному и неоднозначному киноискусству. Он вне каких-либо сравнений. Собственно говоря, именно он в первую очередь открыл нам мир индийского экрана. Это случилось осенью далекого 1954 года, когда в ... приехала представительная делегация индийских кинематографистов: Х. А. Аббас, Бимал Рой, Ришикеш Мукхерджи, Дев Ананд, Четан Ананд, Нирупа Рой, Радж Капур, Наргис и другие - весь цвет индийского кино. Они привезли пять фильмов, в том числе классические "Два бигха земли" и "Байджу Бавра". Все картины имели нерядовой успех, критика назвала "Два бигха земли" Б. Роя "великим фильмом". Однако воистину сенсационный успех выпал на долю "Бродяги" Капура с участием юной талантливой Наргис.
Индийский критик В. П. Сатхе недавно писал: "... кинематографисты рассказывают, что этот фильм до сих пор популярен в ..., а его главную песню "Бродяга я..." знают все. Нам, индийским критикам, конечно, приятно это слышать, но, по правде говоря, исключительная судьба "Бродяги" не совсем понятна - это профессиональная, удачная, лиричная картина, однако довольно типичная для бомбейского стиля". Это можно понять, только вспомнив время, с которым связано появление у нас "Бродяги", - это было тогда, когда все зрители до тошноты были перекормлены стандартными биографическими лентами и лакировочными картинами типа "Кавалера Золотой Звезды" или "Кубанских казаков", время еще робкого пробуждения интереса к простым человеческим чувствам, первых обращений нашего искусства к темам любви, быта, семьи и т. п. В то время немудреный "Бродяга" был как глоток свежего воздуха, - это подтверждается тем, что через двадцать лет фильм Капура был вновь выпущен на экраны и новое поколение зрителей приняло его спокойно, куда хуже, чем, скажем, "Танцора диско".
Тридцатилетний - в 1954 году - Радж имел более чем двадцатилетний стаж работы актером. Его отец - Притхвирадж Капур был крупным кинематографическим и театральным деятелем 30-х и 40-х годов (мы его видели в "Бродяге" - в роли отца и в "Хождении за три моря" - в роли визиря), владельцем и главным режиссером известного в Бомбее театра, называвшегося "Притхи Тхиетар". Радж рассказывает, что впервые вышел вместе с отцом на сцену в шесть лет, а с девяти лет дебютировал - конечно, в крохотном эпизоде - в кино. Юношей Радж работает помощником режиссера на одной из бомбейских студий, довольно часто снимается и одновременно работает в театре отца как актер и художник-оформитель, - неплохая школа, согласимся.
В 1946 году он создает как режиссер свой первый фильм - "Огонь", в котором играет главную роль, а его партнершей выступает восемнадцатилетняя Наргис. Успех фильма позволяет Раджу уже в следующем году открыть свою студию - "Радж Капур филмз", существующую и по сей день. В первых картинах новой студии они неразрывны - Радж и Наргис, и успехи в общем-то делят честно пополам. Неудивительно поэтому, что какое-то время эмблемой студии было изображение Раджа Капура с каким-то музыкальным инструментом в руках, и Наргис, которая ласково склонялась над ним, словно утешая его боль. Вместе они работают семь лет и создают пятнадцать фильмов, в том числе "Бродягу" (1951), "Господина 420" (1955), "Под покровом ночи" (1956) и другие.
На счету Капура сегодня десятки фильмов и без малого сотня ролей (он охотно снимался и у других режиссеров). Много удач, есть и просчеты. Но все, что он сделал в кино, точно сориентировано на массового зрителя, все проникнуто любовью к людям и демократизмом отношения к действительности. Не случайно сценаристом ряда его картин, в том числе и "Бродяги", был Ходжа Ахмед Аббас - писатель и кинематографист передовых взглядов, с сочувствием относившийся к коммунистической партии. Если вообще можно говорить о народности искусства в приложении к бомбейскому кинематографу, ориентированному прежде всего на получение прибыли, то первое место в таком разговоре займет Радж Капур.
Почти в каждой его картине освещается какая-либо проблема, пусть не самая кардинальная, но безусловно жизненная. Так, в "Бродяге" говорится, что ломает судьбу человека, превращает его в преступника не фатальная предопределенность, не рок, а жизненные обстоятельства: бродяга Радж стал вором потому, что его в детстве бросил безжалостный и эгоистичный отец-судья. В ленте "Чистильщики" затронута болезненная проблема - детская беспризорность. В фильме "Под покровом ночи" показаны бездушие и беспринципность бюрократических властей и так далее. В сравнительно недавнем и достаточно сказочном фильме "Бобби", как уже было сказано, звучит протест против устаревших норм жизни. То же самое можно сказать и о многих его ролях в картинах других режиссеров. Например в "Абдулле" режиссера Санджая Кхана Радж играет старого отшельника, выступающего против религиозной вражды - также крайне острая проблема в условиях Индии.
Вникая в причины успеха молодого Раджа, критики указывали на близость его постоянного героя чаплиновскому Чарли. "Индийский Чарли" - это определение рефреном проходило через статьи о молодом Капуре. Радж не спорил с этим. Более того, в автобиографичной картине "Я - клоун" он, монтируя кадры из первых своих картин по принципам немых чаплиновских лент, как бы сам указывает на свою родословную. Но маска Раджа не была слепком с маски Чарли. В основе это были разные социальные типы: Чарли в общем-то трагический герой, изнемогающий в борьбе с сытым и равнодушным обществом, не дающим ни гроша надежды маленькому человеку; Радж, напротив, исполнен оптимизма и веры в будущее; даже страдая, он верит, что Индия, сбросившая путы колониализма, пойдет вперед и рано или поздно станет страной социальной справедливости.
В Радже воплотились многие черты индийской действительности 50-х и 60-х годов и многие особенности национального характера. В нем зрители узнавали самих себя, в его приключениях и злоключениях видели собственные невзгоды, стремления, надежды. За все это они платили Раджу беспрецедентной любовью.
Любовь простых людей к Раджу превосходит все, что можно вообразить. Однажды, в начале 70-х годов, небольшая группа кинематографистов, в которую входил и один из авторов данных строк, убедилась в этом воочию. В Бомбей должен был приехать ... космонавт. А было это время резкого обострения политической борьбы, нападок на Индиру Ганди, и реакционные силы решили сорвать встречу народа с космонавтом. Радж, узнав об этом и возмутившись, разослал по городу радиофицированные легковые машины. Из них сообщалось, что в такой-то день и час, на такой-то площади он, Радж Капур, будет приветствовать ... космонавта и приглашает всех людей присоединиться к нему... На площади собрались тысячи и тысячи людей!
Радж казался в молодости обычной "звездой" - с постоянным имиджем, своего рода маской. Однако, в отличие от обычных "звезд", он с возрастом уверенно и спокойно перешел на разнообразные роли, даже на роли стариков, не утратив при этом симпатий зрителя. Объясняется это, очевидно, тем, что Радж Капур был не только "звездой", но и прекрасным, тонким, высокопрофессиональным актером. Его смерть летом 1988 года - большая утрата для индийского кино.
Разбитое сердце бродяги
…Радж провел рукой по влажному от испарины лицу и отшвырнул в сторону кислородную маску. Он уже и днем и ночью дышит через эту проклятую штуковину, а ему все хуже и хуже. Капур попытался глубоко вдохнуть и закашлялся. Странное дело, но удушье проходило, едва он начинал петь. Совсем тихо, не разжимая губ. Приступ прошел, и на мгновение ему показалось, что, если он разожмет губы, музыка польется из его горла сама собой. Но вместо этого Радж только захрипел и долго не мог откашляться.
Для него не было ничего более унизительного, чем осознание собственной немощи. Он не привык сдаваться. Потому что был мужчиной. И всегда преодолевал все трудности и невзгоды, которые ему выпадали.
Кумир, народный любимец… Капур усмехнулся. Последние десять лет ни один прохожий, увидев его на улице, не повернул головы ему вслед. Никто не узнавал в старике, с трудом передвигавшем ноги, великого Раджа. Кумиры всегда должны оставаться молодыми, как будто они неподвластны годам, болезням, старости и могут жить вечно.
С детства он помнил: все разговоры в их доме были лишь о кино и театре. Отец Раджа, Притхвирадж Капур, был знаменитым киноактером и главным режиссером собственного театра «Притхви-тиэтрс». Радж обожал отца, да и можно ли было его не любить! Сильный, красивый, уверенный в себе -именно таким должен быть настоящий мужчина.
Когда мальчику было лет шесть, отец впервые на целый день взял его с собой в театр, поставив одно условие: Раджи должен сидеть за кулисами тихо как мышь. Устроившись на краешке стула, мальчик, затаив дыхание, следил за всем, что происходило на сцене. Когда тяжелое алюминиевое крепление от декорации сорвалось откуда-то сверху и просвистело в сантиметре от уха, он даже не шелохнулся…
Отец, вознося хвалы Небу за то, что его сын остался в живых, сделал ему поистине королевский подарок, позволив выйти на сцену в вечернем спектакле. Правда, Раджи зачем-то одели в девчоночье платье и дали в руки огромную куклу. Несмотря на то что отец сто раз повторил ему, что он тут же должен вернуться за кулисы, мальчик, выйдя на сцену, напрочь забыл все наставления. В зрительном зале было полно народа, и все эти люди смотрели только на него! .. Раджи хотел убежать, но запутался в кулисах и начал метаться по сцене, таская за собой дурацкую куклу и плача навзрыд…
Натерпевшись страху, он выпил целый графин сладкой воды в кабинете отца, но все равно никак не мог успокоиться. Тогда же он решил, что никогда в жизни не станет актером. Лучше уж он будет садовником: Раджи всегда доставляло удовольствие возиться с цветами.
Проснувшись чуть свет, он первым делом бежал в сад. Однажды, желая сделать матери подарок, Радж срезал все цветущие растения, которые только смог собрать. Получился букет невероятных размеров, в котором были желтые, красные, сиреневые, голубые цветы… Вот только во всем доме он так и не смог найти подходящей вазы. В конце концов, так ничего и не придумав, Радж прокрался к матери и просто рассыпал цветы по всей ее спальне -розы, хризантемы, ирисы, лилии лежали на кровати, на ковре, на столике перед зеркалом. Госпожа Капур потом очень смеялась, вспоминая свой испуг в момент пробуждения. Ей показалось, что она умерла и присутствует на собственных похоронах…
Радж основал «Капур филмз», когда ему было 24 года. Отец считал Раджа самым способным из своих сыновей (Шамми и Шаши были отъявленными лентяями, которые только и делали, что просаживали в казино родительские денежки) и потому всячески способствовал тому, чтобы Радж продолжил дело, которым занимался он сам. Как только сын закончил учебу в колледже, Притхвирадж Капур устроил его художником-оформителем в свой театр и одновременно порекомендовал в качестве ассистента режиссера на студию «Бомбей филмз».
Признаться честно, на студии Раджу нравилось гораздо больше, чем в отцовском театре. Он окунулся в новую жизнь и совсем потерял голову. Радж почувствовал себя важным человеком: молоденькие актрисы, приходившие на пробы, обращались к нему «мой господин» и краснели всякий раз, когда он одаривал их мимолетным взглядом. Он завел себе такое количество любовниц, что на студии о его похождениях ходили легенды. Но после того, как одна из его подружек едва не удушила свою более удачливую соперницу, Радж решил взяться за ум, справедливо рассудив, что будущему режиссеру гораздо выгоднее иметь репутацию серьезного человека, чем гуляки, не пропускающего ни одной юбки…
Но даже когда Радж женился на своей шестнадцатилетней тетке (в Индии приветствовались династические браки), его жизнь мало в чем изменилась. Кришна была чудо как хороша и обладала всеми достоинствами, присущими примерной жене и будущей матери его детей. Она была послушна, покладиста, не задавала лишних вопросов и всегда выражала согласие с мнением супруга. Раджу досаждало только одно — его молодая жена оказалась совсем неопытна и безыскусна в постели… Поэтому, едва «закончился медовый месяц, Радж закрутил интрижку с собственной секретаршей.
…Шла вторая неделя с начала съемок «Бродяги». Капур кипел от гнева: подумать только, эта женщина смеет давать ему указания, как снимать фильм! Его фильм! «Послушай, или мы будем работать, или я ухожу». — Наргис стояла рядом, потягивая через трубочку молоко и улыбаясь как ни в чем не бывало. Капур бросил на нее испепеляющий взгляд: глупая кукла, строит из себя королеву индийского кино! Однажды она отказалась работать, когда узнала, что на студии нет свежего жирного молока. А сегодня уже начала давать ему советы: Радж, в этой сцене ужасный свет… Радж, ты играешь неубедительно, ты совсем не похож на бродягу… Радж, а что, если я немного исправлю текст: здесь нет ни слова правды… Капур еле сдерживался, чтобы не наорать на нее. Любую другую он тут же выгнал бы вон, но с Наргис такой номер не прошел бы. Продюсеры и режиссеры дрались за право снимать ее в новых фильмах. Радж познакомился с ней на съемках своей первой картины «Огонь», ему даже казалось, что они неплохо поладили. Но стоило ему снова пригласить ее к себе на съемки, как все пошло кувырком.
Настроение у Раджа было такое, что хоть в петлю лезь. Он уже сто раз пожалел, что начал снимать «Бродягу». Задумав сделать свой собственный фильм, он был слишком самонадеян и плохо все продумал: отсняв только половину, Капур потратил вдвое больше денег, чем рассчитывал. Радж не сомневался, что картина будет иметь большой кассовый успех, но ни один из продюсеров, к которым он обратился за помощью, почему-то не разделял его уверенности. Никто не осмеливался дать денег молодому режиссеру, который впервые после того, как Индия получила независимость, рискнул снять кино.
В дверь кабинета постучали, Капур нехотя пошел открывать. Распахнул дверь и замер: на пороге стояла Наргис…
— Послушай, я знаю, что тебе сейчас нужны деньги… у меня есть кое-какие сбережения…
Радж не верил своим ушам:
— Ты хочешь дать мне свои деньги? ..
— Почему бы и нет…
— Но зачем тебе это? ..
— Я собираюсь получить хорошую прибыль…
Капур прыснул от смеха: вот это да!
— А если ничего не получится?
— Получится, ты, главное, меня слушай…
Наргис не ошиблась: появившись в прокате, «Бродяга» только за первый месяц побил все рекорды по кассовым сборам. Оказалось, что эта молоденькая девушка помимо блистательных актерских способностей обладала еще и феноменальным чутьем. Отныне Наргис читала вместе с ним все новые сценарии и, если она говорила «нет», Радж никогда с ней не спорил. Те семь лет, что они проработали вместе, Радж называл самыми счастливыми в своей жизни. Нет, временами они по-прежнему ссорились как кошка с собакой и до хрипоты спорили друг с другом, но вместе с тем между ними существовала какая-то связь, которую невозможно было разорвать. И когда, стоя перед камерой, Наргис в очередной раз говорила ему: «Я люблю тебя больше жизни…», внутри Раджа что-то вздрагивало. Ему хотелось, чтобы это было именно так, потому что его собственные чувства немногим отличались от тех, что ему следовало играть по сценарию. Однако в реальности Наргис так и осталась для него недосягаемой…
Когда она решила уйти со студии («Наш дуэт уже порядком наскучил зрителям, пора сделать передышку…»), он и не пытался ее остановить: если эта женщина что-то вбила себе в голову, никто не мог заставить ее передумать. На прощание Радж сказал, чтобы она помнила об одном: эта студия принадлежит не только ему, но и ей (изображение Капура, играющего на музыкальном инструменте, и Наргис, склонившейся над ним, навсегда останется эмблемой «Капур филмз»). Она вольна возвратиться, когда захочет, и он будет ждать ее. Потому что она навсегда останется Его Королевой…
Со дня основания «Капур филмз» Радж был ее директором, ведущим актером, режиссером, администратором, завхозом… Он был един во всех лицах и занимался всем, начиная от починки протекающей крыши и заканчивая монтажом фильма. Его день был расписан по минутам. В пятидесятых годах, когда Радж начал заниматься кино, эта индустрия приносила такую прибыль, что он не мог терять ни одной минуты. Когда бы он ни ложился (а иногда случалось, что он не спал по двое суток), его день начинался в пять утра. Тарелка овсяной каши, творог с йогуртом и фруктами, крепкий несладкий чай. Он приезжал к себе в офис в семь и тут же окунался в работу. В первой половине дня Радж, как правило, встречался с банкирами и чиновниками из министерства культуры (на каждую встречу у него уходило не более получаса: Радж убедился, что если за это время он не добивался новых ассигнований на свои картины или не получал нужной резолюции, то дальнейший разговор был пустой тратой времени, которую он не мог себе позволить).
Он возвращался на студию и тут же выходил на съемочную площадку. Коллеги поражались его работоспособности и умению все схватывать на лету. Никто не видел, чтобы он когда-нибудь зубрил текст, и тем не менее роль Капур всегда знал наизусть. Он великолепно танцевал, пел и играл почти на всех инструментах, несмотря на то что никогда профессионально не занимался ни танцами, ни музыкой. Когда Раджа просили рассказать, в чем секрет его успеха, он только смеялся: просто он очень любит кино!
В Индии он стал национальным героем: открытки с его изображением были в каждом доме, он получал тысячи писем от поклонников и, честно говоря, очень гордился своей популярностью.
Но годы шли, а он по-прежнему играл все те же роли честных парней. Ему самому казалось, что его герои похожи один на другого до такой степени, что их невозможно различить. Однажды он вышел на съемочную площадку и, произнеся до боли знакомую реплику «Я отомщу за смерть отца! ..», вдруг начал хохотать. Никто из съемочной группы тогда так и не понял, что стало причиной этого смеха. Радж смеялся, так как хотел скрыть свой испуг: ужасно было вдруг осознать, что кино, которому он посвятил всю жизнь, перестало его интересовать! Решено: если он не найдет новый сценарий, совсем непохожий на то, что он снимал прежде, то уйдет на пенсию и займется разведением своих любимых нарциссов.
Первый сильный приступ удушья (врачи даже увезли его в больницу, откуда Радж, несмотря на предупреждения, сбежал через несколько часов) случился с ним как раз тогда, когда он просматривал новые сценарии. Он переутомился, прочитав за месяц добрую сотню сценариев. Его кабинет был до отказа завален огромными кипами бумаг. Но что толку? Он так и не нашел ничего интересного.
Однажды ему приснился странный сон. Радж явственно услышал звук пилы. Металлический скрежет резал ухо. Он увидел себя лежащим на белом столе посреди цирковой арены. Двое клоунов старательно распиливали его грудь. Еще мгновение — и из нее вырвался красный пузырь, который медленно, постепенно увеличиваясь в размерах, стал подниматься под купол цирка. Это было его сердце… Радж невольно залюбовался: оно так легко парило в воздухе… Но вдруг раздался хлопок, похожий на выстрел, и к его ногам откуда-то с высоты упал маленький сдувшийся шарик.
Радж застонал и проснулся. А что, эта сцена могла бы стать хорошим началом для его нового фильма! Фильма о нем самом — в конце концов, его собственная биография не самая плохая основа для сюжета…
«Я — клоун», трехсерийный эпос, длившийся пять часов, стал самым продолжительным из всех игровых фильмов в истории индийского кино. Капура предупреждали, что ни один зритель не высидит в зале кинотеатра столько времени, даже если на экране он вывернется наизнанку. Но Радж ничего не хотел слышать. Этот фильм был его исповедью. А когда рассказываешь о самом сокровенном, забываешь о времени…
________________________________________
Естественно, картина в прокате с треском провалилась. Воспоминания Раджа Капура оказались так витиеваты и путаны, что их смысл, по-видимому, был понятен лишь ему одному.
Он заперся в своей комнате и целыми днями беспробудно пил. Боль, тоска и разочарование загнали его в капкан, из которого он никак не мог выбраться. Однажды утром, добредя до ванной, Радж едва не вскрикнул, увидев свое отражение в зеркале над раковиной: опухшее лицо в порезах и ссадинах от битого стекла, застывший мутный взгляд, всклокоченные волосы. И этим чудовищем был он! ..
Радж долго стоял под струями ледяной воды. Он забыл то, чему учил собственных сыновей: мужчина должен оставаться мужчиной, что бы ни происходило. При любых обстоятельствах. Даже если бы мир рухнул и его пришлось строить заново. Только вот беда: у него самого не было сил, чтобы начинать это строительство.
На студию Радж вернулся похудевшим и осунувшимся. Он по-прежнему с утра до ночи занимался делами, только теперь уже не излучал прежней энергии. Он работал не потому, что ему этого хотелось, просто так было надо.
Капур снял один за другим два фильма: «Бобби» и «Ганг, твои воды замутились», которые имели кассовый успех и реабилитировали его в глазах зрителей. Казалось, дела «Капур филмз» снова пошли в гору и Радж должен быть доволен. Но все происходившее его уже мало трогало. Здоровье Капура резко ухудшилось: он надрывно кашлял и задыхался, даже поднявшись на пару лестничных ступенек, и уже не расставался с маской и ингалятором.
Врачи, которые не знали ни одного верного лекарства от астмы, советовали ему меньше работать и больше отдыхать.
Проводя дома целые дни, Радж развлекался тем, что прокручивал старые пленки из семейного архива, на которых отец снял маму, братьев, сестренку, его самого. Несомненно, Притхвирадж Капур был более талантливым режиссером, чем его сын. Он ничего не придумывал специально. Не ставил свет, не припудривал лица, не просил говорить заранее заученные фразы. Поэтому все они, и дети, и взрослые, получились такими живыми, настоящими, смешными и трогательными.
…Радж подумал о том, что уже очень давно не брал в руки свою старую камеру. Но ничего, он еще поправится и тогда с лихвой наверстает упущенное. Радж закрыл глаза, вздохнул — и вдруг почувствовал, как в его груди что-то оборвалось. Он увидел красный воздушный шарик, который стремительно поднимался ввысь. Его сердце… Через мгновение оно было уже совсем далеко и исчезло где-то там, за сияющим горизонтом.
Раджа Капура не стало в 1988 году. Ему было шестьдесят четыре года…
Из воспоминаний Раджа Капура.
|
|
|
7 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
13.12.2014, 18:06
|
#9
|
Старожил
|
Радж Капур - любимый «Бродяга» Советского Союза
«Попав в съемочную группу, многие потом оказывались в объятиях Раджа Капура»
Раджа Капура называли «индийским Чарли Чаплином». Он пользовался огромной популярностью не только у себя на родине, но и во многих других странах. В наши дни его окрестили бы мегазвездой экрана. А завтра отмечается 90-летний юбилей этой мегазвезды.
Корреспондент «МК» встретился с человеком, которого Радж Капур считал другом и даже снял в одном из своих фильмов. Наш собеседник — доктор исторических наук, индолог Ростислав РЫБАКОВ.
Никто из зарубежных актеров не пользовался в 1950–1960-е годы такой славой у советского зрителя, как Радж Капур. Волна популярности накрыла его после выхода в 1954-м на экраны фильма «Бродяга». За первый год проката в Союзе эту индийскую мелодраму с Капуром в главной роли посмотрели 64 миллиона зрителей. А вслед за тем подоспела следующая картина — «Господин 420». И началась в нашей стране настоящая «капуромания». В киосках и магазинах продавались открытки с его фотографиями, по радио то и дело крутили песни из фильмов (хотя на самом деле их исполнял за Радж Капура певец Мукеш)…
— В 1955 году в Москву впервые приехал с визитом тогдашний премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, — рассказывает Ростислав Рыбаков. — Он был удивлен, что везде, где его приветствуют толпы людей, звучит одна и та же мелодия: «Авара хун!» — «Бродяга я!». По возвращении в Дели Неру вызвал к себе члена индийского парламента Притхивираджа Капура и, не скрывая раздражения, сказал: «Представляется, что ваш сын Радж известен в Советском Союзе больше, чем я!»
— В чем причина такого «глобального» успеха индийского актера в России?
— Конечно, надо говорить о таланте, надо говорить о харизме. Он просто фонтанировал обаянием, преображал им все вокруг. Свою роль сыграл и жанр фильмов — мелодрама. Где еще найдешь более прямой путь к сердцу обычного зрителя?! Хотя сюжетные коллизии кажутся порой очень сентиментальными, даже наивными, однако для наших советских людей это тогда было внове. И сделано блестяще. В центре сюжета герой Раджа — «маленький человек», столь знакомый по фильмам Чарли Чаплина. Но здесь подан чуть иначе, с восточным колоритом. Очень обаятельный, брови домиком, грустные глаза... Он сразу стал в советской стране всеобщим кумиром.
Битва с министром
— Как же вам-то повезло подружиться с этим кумиром публики?
— Наша первая встреча с Раджем произошла, кажется, в 1966 году. Я учился тогда в аспирантуре Института востоковедения, трудился в свободное время переводчиком. Однажды удалось показаться в таком качестве на каком-то из кинофестивалей — после этого меня приметили и стали постоянно приглашать поработать на международных кинофорумах. В тот раз проходил очередной Московский кинофестиваль. Как сейчас помню, в гостинице «Москва» меня подвели к человеку, хорошо знакомому по фотографиям и кинолентам: «Это Радж Капур, будете ему переводить…»
Я не раз еще работал в качестве личного переводчика Раджа. Это «техническое» знакомство переросло в дружбу. Капур часто приезжал в СССР — в конце концов, у некоторых чиновников от кино даже выработалось к нему некое небрежение, граничащее с хамством: он же наш, «товарищ Бродяга»!.. Вспоминаю случай. На одном из фестивалей накануне итоговой торжественной церемонии меня предупредили из оргкомитета: нужно, чтобы Капур сел в рядах зала, которые предназначены для тех, кого будут награждать. Узнав об этом, Радж обрадовался: «Значит, мне присудили какой-то диплом фестиваля!» Во время торжества действительно объявили: «Радж Капур!» Артист вышел, получил награду, улыбался, жал руки… Потом, уже после церемонии, спрашивает: «А что мне дали-то?..» Я прочитал текст в дипломе и пришел в ужас. Точной формулировки не помню, но смысл такой: за частое посещение Московского международного кинофестиваля!
В то время Капур начал готовиться к съемкам одного из самых грандиозных своих фильмов — «Мое имя Клоун», который собирался делать с участием советских артистов. Был уже выстроен сюжетный стержень этой части кинотриптиха: советский цирк приезжает на гастроли в Индию, бродяжка-Радж случайно попадает на представление, влюбляется в нашу циркачку, потом она уезжает в Россию, а он остается, много лет спустя они вновь встречаются…
Друзья — Радж Капур и Ростислав Рыбаков (слева). Конец 1960-х. Фото из личного архив
Занимаясь подбором актерских кадров, Капур специально приезжал в Союз, встречался со многими нашими цирковыми артистами, с чиновниками, «выбивал» приглянувшиеся ему номера... Долго искал главную героиню. Исполнительницей этой роли в конце концов по его решению оказалась все-таки не циркачка. Ею стала Ксения Рябинкина, балерина и начинающая киноактриса, а главное для Раджа — женщина, подходившая под его представления о русской красавице. Была еще одна большая сложность. Требовалось найти клоуна, внешне похожего на самого Капура, ведь это предопределено сюжетной линией: бродяга с улицы проникает в цирк, поскольку его принимают за советского артиста-клоуна. В итоге удалось подобрать подходящего человека — клоуна Эдуарда Середу. Он действительно немного походил на Раджа. Кроме т ого для съемок в Индию отправилась целая цирковая труппа — партерные акробаты, канатоходцы, дрессировщики с медведем и морским львом...
— Вы тоже оказались в составе съемочной группы...
— …Причем сразу в двух качествах: переводчика и в жизни, и на экране. Радж предусмотрел для меня роль в фильме: я должен был играть самого себя — переводчика русских цирковых артистов Ростислава Рыбакова. А главной героине Капур решил дать имя моей жены — Марина…
Однако вдруг у меня обнаружилась «врагиня», да еще какая! — министр культуры Фурцева! Она стала активно предлагать, чтобы Капур взял другого переводчика. И тут Радж продемонстрировал несгибаемую волю. Несколько раз был в министерском кабинете и настоял-таки на своем. Вернулся после этого довольный: «Победа! Я говорил, что ты поедешь, я добился своего!»
Потом добавил: «Слушай, Рост (он меня любил так сокращенно называть), ты, помнится, звал меня к себе в гости? Поехали!» А мы с женой лишь недавно перебрались в новую квартиру в районе Речного вокзала — 28 «квадратов», но она казалась нам большой. В наших еще только обустраиваемых «апартаментах» усадили Раджа на кухне. Он был возбужден недавней «битвой» с чиновниками. Тут очень пригодилось спиртное, имевшееся у меня в запасе. Сидим, выпиваем, Капур ломтики сыра с удовольствием уплетает... Вдруг — стук в окно (квартира-то на первом этаже). Выглядываю, а там — двое моих приятелей-соседей, и с ними целая компания молодежи, «вооруженная» гитарами: вышли погулять и решили завернуть к нам на огонек — для 60-х годов вполне обычная вещь. В итоге получилась незабываемая вечеринка. Вся эта толпа набилась в квартиру — пели песни Высоцкого, еще только входившие в моду, пели романсы… Радж охотно подпевал и даже дуэтом с бардом-гитаристом исполнил «Очи черные».
Экспромт на экране
— Во время съемок «Клоуна» было три съемочные экспедиции в Индию. Самая длительная продолжалась почти два месяца. И все это время советская цирковая группа находилась под опекой Капура.
— У Раджа Капура был свой «фирменный» стиль режиссерской работы?
— Сценария настоящего не было, только некий общий стержень сюжета и предварительно написанные тексты каждого диалога. Дело в том, что там снималось много индийских кинозвезд, но ни одна звезда не учила своего текста, а помощь «суфлера», в роли которого выступал сам Капур, зачастую не достигала цели, и артист нес отсебятину. Впрочем, порой эта самодеятельность Раджу нравилась, и тогда соответствующий фрагмент сценария меняли. Вообще импровизаций на съемках «Клоуна» было много — сам Радж Капур в кадре все время импровизировал.
Для «подстраховки» он всегда обращался к помощи божественных сил. Я не знаю, насколько религиозен был Капур, но на его киностудии стояла большая статуя Ганеши — бога препятствий и устранения препятствий, к которому индусы обращаются раньше, чем к Шиве и Вишну. Так вот, перед началом съемок очередной важной сцены принято было молиться Ганеше. Обряд выглядел просто: приношение — кокосовый орех — разбивали перед статуей и давали кусочек его каждому, кто присутствовал на съемочной площадке.
Режим дня у него был чудовищный. Во время работы над «Клоуном» нас привозили на съемочную площадку к 10 утра, переодевали, гримировали... 11 часов, 12, час… — Раджа все нет. Наконец в разгар дня появляется, отдает распоряжения… Съемки начинались в итоге не раньше семи вечера.
— Звезда по имени Радж… Каким он был в общении с людьми, с друзьями?
— Очень добрый человек, совершенно лишенный «звездных» амбиций, всегда державшийся с людьми на равных. Но в дружбе порой проявлял непростой характер. Был ревнив, как женщина. Вот лишь один пример. В Дели, где мы тогда находились, приехали Святослав Рерих со своей женой, знаменитой индийской актрисой Девикой Рани (она в свое время учила Капура актерскому мастерству). Я решил наведаться к ним в гости, предупредил Раджа. «Ну конечно, поезжай. Передавай привет от меня!» А следующим вечером он привел нашу кинокоманду в роскошный ресторан и во время застолья, держа стакан виски в руке, вдруг стал жаловаться: «Радж — вечный бродяга, никому не нужный! Его все могут обидеть… Вот он (показывает на меня) — ведь он мой друг. Но нет, ему не хочется сидеть с Раджем, ему подавай Девику Рани!» Обида была совершенно не наигранная, какая-то детская, у него даже губы тряслись, когда он это говорил…
Радж Капур и актриса Падмини в фильме «Мое имя Клоун». Фото из личного архива
Капур много пил. Видимо, алкоголь помогал артисту-режиссеру смягчить «острые углы» окружающего мира, расслабиться после напряженной работы…
— А как насчет отношений Раджа с женщинами?
— Конечно, он пользовался бешеным успехом у слабого пола. И сам был ценителем женской красоты. Именно в фильмах Радж Капура зародился «восточный киноэротизм». До того в Индии никаких «откровенностей» на экране демонстрировать было не принято, а тут… Радж включил в фильм, например, такие кадры: нижнее женское белье сушится на веревке… Он показал в одном из эпизодов героиню полностью обнаженной — правда, издали и со спины, но все равно по тем временам для индийского Болливуда это очень смело! В другой сцене Капур снял, как женщина выходит из воды после купания в ручье, а на ней из одежды — только сари, и мокрая ткань облепила тело…
Какой-то журнал написал: «Одна из особенностей Радж Капура — в том, что во время разговора с ним испытываете ощущение, что вы — самый главный для него человек в мире». И это в полной мере относится ко всем его женщинам. Но любил он по-настоящему, видимо, только свою партнершу по многим фильмам — актрису Наргис, ну и жену, наверное.
Артистки получали роли у Раджа не «через постель», но, попав в съемочную группу, многие из них, судя по всему, оказывались затем и в объятиях Капура. Пусть они меня простят, однако думаю, что зачастую здесь не обходилось без их личной инициативы. А сам Капур не считал зазорным возникновение каких-то кратковременных отношений. Во время съемок он «дежурно» увлекался своей очередной героиней — это помогало ярче, искреннее сыграть в кадре. К слову сказать, Радж снимал много дублей, однако у него самого практически всегда лучше всего получался самый первый дубль, последующие он «недотягивал», выплеснув все эмоции в начале. Впрочем, в каких-то случаях у него «не искрило». Так было, например, во время съемок «Клоуна»... К своим актрисам он проявлял внимание, но после окончания съемок фильма уже особо ими не интересовался.
Кома в объятиях президента
— Почему ваши отношения с Раджем Капуром прекратились?
— Наши знакомство-дружба продолжались несколько лет. При очередном приезде своем в СССР он просил организаторов, чтобы его переводчиком был я. А расставание, как и знакомство, оказалось неожиданным: в начале 1970-х меня направили из Москвы работать в системе ООН.
С той поры были только немногочисленные почтовые контакты. Например, через несколько лет вдруг получаю во-от такой конверт. А в нем — пачка красочных открыток-приглашений. В приложенном письме Радж написал: «Я приглашаю тебя на свадьбу моей дочери. Но у тебя, наверное, много друзей. Пусть они тоже приезжают!» Наивный! Так бы меня тогда, в разгар брежневского застоя, кто-нибудь и отпустил погостить к нему в Индию!.. Запомнилась еще телеграмма: Капур сообщал, что будет в Москве с такого-то по такое-то число, и просил приехать в гостиницу. Однако телеграмму мне вручили ровнехонько на следующий день после его отъезда из столицы: похоже, в соответствующих инстанциях решили, что наша встреча ни к чему…
— Капура не стало в отнюдь еще не старом возрасте...
— Мало кто у нас знает, как умер Радж Капур. Финал жизни этого человека получился трагическим. Он очень хотел стать лауреатом премии Дадасахеба Фальке, присуждаемой лучшим кинематографистам Индии. Наконец узнал, что такое решение в руководстве страны принято. Его пригласили на торжественную церемонию. А само это действо, на котором присутствуют все первые лица страны, проводится в соответствии со строжайшим протоколом: с каждым из награждаемых заранее репетируют — куда идти, где остановиться... Наступил день награждения, и Капур, хотя уже очень плохо себя чувствовал, приехал во дворец, сел в 7-м или 8-м ряду… Вот назвали его имя, а Радж не может встать: сердце прихватило! И тогда — беспрецедентный случай! — президент сам спустился со сцены в зал, подошел к знаменитому артисту, вручил ему золотой медальон премии. И в этот момент Радж Капур потерял сознание. Он впал в кому и умер через месяц…
Статья под заголовком "Любимый «Бродяга» Советского Союза" в газете "Московский комсомолец" №26698 от 13 декабря 2014
Источник: сайт газеты МК
|
|
|
4 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
14.12.2015, 14:04
|
#10
|
Старожил
|
14.12.2015
Сегодня День Рождения великого Раджа Капура! Ему сегодня исполнился бы 91 год.
Известного индийского актера Раджа Капура называли королем индийского кинематографа. За свою жизнь он снял десятки фильмов, сыграл множество ролей и создал целый пласт в культуре индийского кино. Актер, режиссер, продюсер, сценарист, администратор фильмов – своим талантом Радж Капур охватил все сферы создания кино.
На родине Радж Капур собрал все существующие награды и регалии, продолжает получать их по сей день посмертно. Известен как «индийский Чарли Чаплин», «отец индийского кино» и знаменитый «голубоглазый король Востока». В России получил звание «товарищ Бродяга», а в Европе «индийский Пётр I».
Радж Капур — один из самых популярных актёров за всю историю кино. Он получил признание как критиков, так и простых людей. Но если критики, историки кино и искусствоведы больше интересуются режиссёрскими работами Капура, то «простые люди» помнят и любят его прежде всего как актёра, причём зачастую как актёра одного образа — образа «Бродяги». Именно с образом «Бродяги» ассоциируется Радж Капур в сознании миллионов. На родине, в Индии, Радж был и остается культовой фигурой, имеет невероятное число наград, признан «шоуменом тысячелетия» и почитается как один из «пионеров» и классиков индийского кино эпохи его Золотого Века. Наряду с такими актёрами, как Мэрилин Монро, Вивьен Ли, Джеймс Дин, и др., является поп-иконой своего времени. В пятидесятые годы в СССР, как и в некоторых странах Восточной Европы, в Китае и на Ближнем Востоке, Радж Капур, как и Наргис, обрел необыкновенную популярность. Всенародная любовь к Капуру обрела характер «капуромании». Широко известен случай, когда в Москве поклонники Капура пронесли его автомобиль на руках от кинотеатра до гостиницы. Его персональная известность способствовала чрезвычайному росту популярности индийского кино в СССР. На его фильмах были аншлаги, поклонники осаждали кинотеатры, на «Бродягу», а затем на «Господина 420» невозможно было достать билеты даже при повторных прокатах.
Песня "Бродяга - я" в исполнении Рашида Бейбутова (на русск.)
Последний раз редактировалось Галина; 14.12.2015 в 19:36..
|
|
|
3 пользователя(ей) сказали cпасибо:
|
|
|
|
Опции темы |
|
Опции просмотра |
Линейный вид
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Текущее время: 01:50. Часовой пояс GMT +3.
|