Стиль Бхаратанатьям
Стиль
бхаратанатьям считается самым древним среди всех форм классического танца Индии. Его колыбель - юг Индии. Этот танцевальный стиль был наиболее распространён на территории современных штатов Тамил Наду, Карнатака и Андхра Прадеш. Отличительные особенности: подчёркнутая геометрия поз и симметрия рисунка танца, несколько резкие, ясные и точные движения, б
Ольшая условность жестов и мимики, по сравнению с другими стилями. Танцы этого стиля строго канонизированы. Техника бхаратанатьям состоит из разнообразных групп
адаву. Каждое адаву содержит 3 обязательных элемента: стханака - основная поза, чари - движения ног и ступней, нритта хаста - жесты. Последовательность нескольких адаву составляют
джати - танцевальные связки.
Первоначально танец исполнялся специальными храмовыми танцовщицами (
девадаси - "служанки бога") и имел исключительно сакральное значение: он был частью ежедневного ритуала и исполнялся на специальных площадках храма. В дни праздников танцовщица играла не менее важную роль, чем жрец. В танцах она рассказывала о Божестве, в честь которого построен храм, описывала его подвиги в борьбе с демонами и злыми Божествами. Считалось, что события танца как бы повторялись наяву заново и, для того чтобы Бог мог победить врага, танцовщица должна была исполнить свой танец безукоризненно.
В XIX столетии четыре представителя семьи Пиллаи провозгласили искусство бхаратанатьям сценическим: бхаратанатьям вышел за пределы храма. Этот храмовый стиль приобрёл особую популярность в начале XX века. Особое место в истории этого танцевального стиля отводится нескольким личностям: Рукмини Деви Арундейл,
Баласарасвати - "королева абхинаи" (
абхиная - искусство экспрессии, актерское мастерство, мимика); русская балерина Анна Павлова оказалась идейной вдохновительницей
Рукмини Деви, возвратившей этот стиль, практически забытый к ХХ столетию.
Традиционное исполнение бхаратанатьям предполагало сольные номера.
Одним из таких номеров является
тиллана. Это зажигательная композиция, в которой особый акцент делается на ритм, в то время как музыкальное сопровождение сравнительно простое - одна и та же музыкальная фраза - паллави - повторяется многократно. Эта, на первый взгляд, кажущаяся простота мелодии сочетается со сложными ритмическими узорами. Различные адаву, переплетающиеся между собой, красивые позы, пируэты, прыжки - всё это создаёт эффектный танец, напоминающий танец ожившей скульптуры. По своей сути тиллана это хореография в "чистом" виде, украшенная стихами, посвящёнными какому-либо божеству.
Если рассматривать историю классического танца в ЮИ, применительно к фильму, то нужно упоменуть один факт. В 40-хх гг XX века Колониальным английским правительством в Мадрасе был принят "Акта запрета посвящения (в) Девадаси", причиной послужила якобы распространенная в среде девадаси проституция. Фактически же всех женщин, которые работали в храмах (танцовщиц, певиц, музыкантов, служанок и т.д.), собрали "под одну гребенку" и выкинули из храмов.
Краткий танцевальный словарик:
Гунгхру - ножные колокольчики (до двухсот штук общим весом свыше 500 гр. на одну ногу!)
Арангетрам - первое сольное выступление ученика.
Таал (или тала) - ритм.
Варнам - кульминация концертной программы в стиле бхаратанатьям.
Мридангам - перкуссия, ударный инструмент Южной Индии.
Тандава-нритья - в религиозном смысле: космический танец Шивы, разрушающий и возрождающий; применительно к манере исполнения: жесткий, мужской танец.
Аштапади - "восьмистишия" из поэмы
"Гита Говиндам", написанной [b]Джаядевом[|B] в XII веке о любви Радхи и Кришны. Танцевальные номера, поставленные на стихи этой поэмы символизируют идеал чувственной любви между мужчиной и женщиной и носят эротический оттенок.
текст, выделенный жирным шрифтом, упомянут в фильме
_____________________
по материалам сайтов:
www.apsara.ru
www.saraswaty.ru
naznooz.livejournal.com
и по материалам ДВД-издания "Бхаратанатьям. Учимся танцевать", 2004 г.
Система кланов Джат.
Вишал и Джайрадж выпивают вместе в низкопробном баре:
- Значит, твой отец Банвала?
- Митайвала.
Банвала и Митайвала это названия кланов народности джат.
Энциклопедическая справка: джат, джати (санскрит. каста, род, племя), название этнических групп и каст в Северной Индии и Пакистане. Говорят на языке панджаби (диалекты джатки-хинди, хиндки и др.). Распространён также урду. Джат — последователи сикхизма, есть индуисты, в Пакистане — мусульмане-сунниты.
подробнее смотрим в WIKI -
http://en.wikipedia.org/wiki/Jat_clan_system - но, увы, на английском.