Любопытная рецензия Смрити Мудгал на фильмы Гуру Датта, надеюсь вам будет интересно.
Одержимость носит имя Гуру Датта
Мне потребовалось некоторое время, чтобы поверить в то, что Гуру Датт не бенгалец. Я не хочу навлечь гнев маратхи, начав об этом говорить. Я думаю, магию, что он создал посредством камеры, можно смело приписать к его происхождению из маратхи.
Я видела хорошие хинди фильмы, большинство их создателей были маратхи. Итак, почему я решила, что он бенгалец, во-первых, фамилия вводит в заблуждение. Кроме того, эстетика его фильмов очень похожа на бенгальскую. Возможно потому, что он провел ранние годы в Бхаванипуре, Калькутта. В этом возрасте каждый впитывает в себя окружающий его/ее мир.
Первый фильм Гуру Датта, который я посмотрела, оказался его режиссерским дебютом - "Baazi".
Здесь я должна упомянуть, что "Baazi" не несет в себе никаких признаков среды бенгали. На самом деле, в фильме действительно красивый Дев Ананд, который напомнил Грегори Пека, одетый подобно ему, и Гуру Датт, казалось был полон надежд. Мне никогда не нравилась Гита Бали, но благодаря новому свежему взгляду на фильм, эффектам света и тени и очень красивому герою, я выделила фильму несколько часов. И он ответил взаимностью - мне понравился этот фильм. Это была первая попытка Гуру Датта представить главного героя в серых тонах.
Гуру Датт создавал "серых" персонажей на протяжении всей своей кинокарьеры. Его герои несовершенны, со своими проблемами, они слабые люди, мягкотелые или наоборот бескомпромиссные, застрявшие в своих идеалах.
Я хотела бы поговорить о трех его фильмах - "Pyaasa", "Sahib Biwi aur Ghulam" и "Kaagaz Ke Phool".
"Pyaasa" - это история о циничном поэте Виджае, которого никто не любил в тяжелые для него дни за исключением проститутки Гулабо. Теперь видите контраст? Поэт, идеалист и циник. А с другой стороны, проститутка, несмотря на все не утратившая веру. Увлекательная дилемма.
Виджай, неспособный справиться с лицемерием общества, пытается бежать. Он эскапист [эскапизм - (от англ. слова escape – убежать, спастись) стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения. Прим. переводчика]. Но Гулабо не хочет избегать общества. Она излишне самоуверенна ... пока не влюбляется.
В фильме есть песня "Aaj sajan mohe ang laga lo". Гуру Датт был хореографом, прежде чем он обратился к полноценному кино. Может быть, именно поэтому каждая песня настолько самодостаточна сама по себе. Пожалуйста, посмотрите эту песню. Датт стоит спиной к аудитории слушая эту песню. Вахида Рехман пришла вернуть его стихи. Она боготворит этого человека. Героиня Вахиды не может до конца осознать, что она влюбилась в этого человека, стихи которого так почитает. Она боится даже наступить на его тень. Гуру Датт играет с тенями и здесь. Он сосредотачивается на своих героях, их лицах, глазах. Его герои не говорят вслух, но их лица кричат.
Другой прекрасный фильм "Sahib, Biwi aur Ghulam", для которого Гуру Датт никогда не брал кредит. Мне никогда не нравилась Мина Кумари. Я находила ее сверх театральной. Но, вы должны увидеть, как Мина Кумари или Чоти Баху показана в фильме.
Бхутнатх, которого сыграл Гуру Датт (очень неубедительно!), сидит у ее ног. Он не смеет смотреть на нее. Камера направлена на красивые ноги Чоти Баху. Она спрашивает Бхутнатха его имя. Бхутнатх смущается, но отвечает. Его всегда дразнили и смеялись над его смешным именем. Но Чоти Баху добрая женщина, она не смеется и говорит: "Красивое имя". Он шокирован и в первый раз поднимает глаза, чтобы увидеть эту женщину. И камера поднимается вверх, чтобы показать вам Чоти Баху. Потом камера перемещается немного назад, чтобы показать крупным планом ее глаза и губы. Эта сцена - шедевр. Она одна полностью определяет пафос характера Чоти Баху.
И, наконец, "Kagaz Ke Phool". Это было навязчивой идеей Гуру Датта. Он хмурился без конца. Он выглядит красиво, загадочно и ужасно жалко. Но на этот раз в отличие от идеалистического Виджая в "Pyaasa", Суреш не вызывает сочувствия. Я хотела полюбить этот фильм, потому что я была влюблена в Гуру Датта. Он никогда не выглядел лучше, чем здесь, он никогда не играл лучше.
Технически этот фильм не хуже, чем другие. Но его одержимость отражает тот факт, что он так много нашел в себе жалости, что он забыл обо всем.
Этот фильм провалился в прокате. Этот фильм не оправдал его ожиданий.
Но Гуру Датт был непреклонным человеком. Он жил ролью Суреша, он играл роль, пока за кадром не перестала играть песня:
Are, dekhi zamaane ki yaari
Bichhade sabhee, bichhade sabhi baari baari
Kya le ke milen ab duniya se, aansu ke siva kuch paas nahi
Ya phul hi phul the daaman men, ya kaanton ki bhi aas nahi
Matalab ki duniya hai saari
Bichhade sabhee, bichhade sabhi baari baari
Источник:
dearcinema.com, 24 октября 2007
Перевод: diamante для
http://bwtorrents.ru