Тарун Таилиани (Tarun Tahiliani) — индийский дизайнер с мировой славой, основатель успешного одноименного бренда. В свои 45 лет он мог бы коллекционировать почетные титулы, полученные от журналистов и коллег. Его называют отцом «высокой моды». Он хранитель секретов старинной вышивки и тканепроизводства, мастер драпировок и «струящегося дизайна». А ведь еще 20 лет назад мир вовсе не знал такого понятия, как «индийская мода».
Что носили индийцы до появления доморощенных кутюрье?
Свидетельств о том, что носили индийцы последние три века, почти не сохранилось, но известно, что каждый индийский штат имел свои строгие традиции в одежде. Британское присутствие изменило внешний облик консервативных индийцев: широкие накидки уступили место жакетам, на рубашках вдруг появились воротники, в моду вошли шорты и стиль сафари, а демонстрация голых ног уже не считалась чем-то зазорным.
Следующий удар по этнической одежде нанес 20 век, период независимости в Индии, точнее, его вторая фаза, когда тенденция слепого отторжения всего иностранного сменилась столь же слепым преклонением перед «продвинутым» Западом. С конца 60-х годов началась лихорадка неумелого подражания европейской и американской моде: мужчины покупали у заезжих хиппи поношенные джинсы известных марок, девушки носили огромные солнцезащитные очки, белокурые парики и шарфики из полиэстера (хотя прежде из полиэстера в Индии шилась лишь «одежда третьего сорта»). На обложках журналов и в индийских кинолентах того времени царила та же суррогатная мода. Казалось, что навсегда забыт образ девушки в хлопковом сари и с цветком в волосах, на ее место пришла кричаще одетая «выпускница лондонской школы», в которой трудно было узнать индианку.
Тарун Таилиани стал для Индии своего рода миссионером от высокой моды. Стоило ему однажды побывать на показе коллекции Пьера Кардена в Дели, куда в качестве модели была приглашена его жена Сал, как жизнь его перевернулась. Вскоре Тарун стал студентом Нью-Йоркского Института модных технологий, и через год вернулся в Мумбаи (Бомбей) с четким планом действий.
В 1987 году Таилиани вместе с женой открывает первый салон-магазин модной одежды в Индии — легендарный “Ensemble”. Сюда привлечены молодые силы — самые талантливые, но безызвестные дизайнеры страны, которые прежде и мечтать не могли о коммерческом успехе. Здесь же Тарун сам впервые выступает в роли дизайнера. Возрождая полузабытые технологии индийских мастеров, он создает роскошные этнические ткани и шьет из них современную одежду. Первоначально его марка именуется «Ahiliani», но позже он решает использовать в названии свое полное имя или инициалы — «TT».
Дизайнерский почерк ТТ:
Стиль марки «Tarun Tahiliani» — это адаптированный к современности этнический шик. Ослепляющий эффект производят в первую очередь ткани, которые для Таилиани — вдохновляющее начало и предмет особой гордости, ведь он знает, как превратить простое полотно в драгоценное.
Дизайнер охотно применяет древнеиндийскую технику «бандини». Перед окрашиванием кусок материи завязывается в узлы, что мешает краскам проникнуть к отдельным участкам ткани. В результате получается «живой» эффект разноцветных волн, как на расправленном крыле бабочки. Используется и старинная техника штампования рисунка вручную, с помощью деревянных блоков.
Шелк, муслин, шифон, жоржет, креп, поплин… Дизайнер без ума от тканей, которые создают «летящий и струящийся эффект», то обволакивая, то скрывая фигуру. Он расшивает их жемчугом и полудрагоценными камнями, расписывает завораживающими узорами, покрывает традиционной вышивкой «сhikankari».
TT о своем «струящемся дизайне»:
«Ничто не может сравниться с драпировками. Я просто не в силах освободиться от их чар. Это то, во что одевались все мужчины и женщины со времен Адама и Евы. А Индия только драпировки и носит, ведь что такое сари, если не пять с половиной метров ткани, по-разному намотанной на тело?»
Женщины в одежде от Таилиани — богини 21 века: чувственные, царственные и очень опасные. Одежда затягивает их в тесные объятия складок, а фирменные для Таилиани косые линии покроя слегка обнажают тело. В международных коллекциях «TT» соблазнительны даже классические модели. Пылающий оранж и оттенки красного здесь часто сочетаются с цветом ночи. Пурпурные платья и накинутое на них черное кружево говорят о едва сдерживаемой страсти, массивные украшения — о желании покорять. Даже узкие твидовые пальто искусно расшиты серебром и золотом. Настоящая индийская роскошь.
Впрочем, не каждому она по карману. Поэтому, чтобы сделать свои фантазии более доступными, с февраля 2007 года дизайнер запустил новую линию одежды для своих индийских бутиков — «TT prt», где большинство моделей оценивается в пределах 120 $. Здесь нет блеска и деталей, требующих кропотливой работы, но в целом Таилиани остался верен своей концепции. Его цель — сохранить национальный колорит даже в современных моделях и надеть на индианок в то, что им действительно к лицу.
Поэтому он создает оригинальные вариации на тему этнических одеяний — сари, «курта», «чуридар»…
Kurta — удлиненная цельнокройная рубашка с длинным рукавом. Носят как мужчины, так и женщины.
Churidar — (инд. “churi”- браслет, “dar”- подобный) узкие штаны, которые специально выкраиваются длиннее ноги. Образующиеся на голени складки напоминают браслеты.
ТТ в интервью газете “The Times of India”:
«Я устал видеть вокруг блондинок с голубыми контактными линзами. В какой-то момент мы утратили понимание того, что мы индийцы, и хорошее образование стало билетом за границу. Но сегодня я рад, что мой сын учится в Вартоне и хочет вернуться домой».
Говоря по совести, Таилиани-младшему нет резона покидать страну, которая боготворит его отца. Бренд «TT» сегодня представлен в 14 бутиках по всей Индии, и еще в 16 странах мира, включая США, Австралию, Японию, Францию.
В России одежду и сумки «ТТ» предлагает пока лишь пара московских магазинов.
Начиная с 1994 года, Таилиани — желанный гость на самых престижных показах моды — в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Милане.
Любимый дизайнер Голливуда
Актеры Голливуда — индийской «фабрики грез» — уж очень падки на наряды под маркой «ТТ». Режиссеры обожают, когда в кадре звезда носит сари, или хотя бы сумку от «индийского кутюрье №1». И только сам Тарун не в восторге от такой популярности. Он подчеркивает, что не работает на Голливуд: «Фильмам нужен не дизайнер, а хороший стилист. Да, Болливуд — могучая сила. Но среди моих VIP-клиентов никому и дела нет, во что Рани или Прейти Зинта одеты в фильмах».
Мировые знаменитости тоже неравнодушны к одежде под маркой «TT». Индийские бутики «Ensemble» посещает сама Наоми Кемпбелл. А последнее упоминание имени Таруна Таилиани связано с недавно прошедшей свадьбой голливудской актрисы Элизабет Хёрли и богатого индийца Аруна Наяра. На церемонии бракосочетания Элизабет блистала в эксклюзивном шелковом сари от «ТТ» за 7.800 $.
Автор: Инна Органова, специально для www.s-b-s.su